иск о назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 33- 23

Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Сафронова Л. И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Углановой М.А.

и судей Сабаевой И.Н., Старцевой С.А.

при секретаре Журавлевой И.Ю.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление пенсионного Фонда в г.Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 01 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Волобуевой Л. В. удовлетворить.

Признать за Волобуевой Л. В. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Волобуевой Л. В. с 30 сентября 2011 года.».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия

установила:

Волобуева Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязании ответчика назначить ей пенсию по старости с 30.09.2011 года.

В обоснование требований указала, что с 12.02.2003 г. по настоящее время постоянно проживает без регистрации в <адрес>, относящейся к территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

30.09.11 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в этом ей было отказано.

Полагая отказ ответчика в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости незаконным, просила суд признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на три года и обязать ответчика назначить ей пенсию с 30 сентября 2011 г., то есть с момента обращения с заявлением о назначении таковой.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истицы.

Указывает, что основанием для досрочного назначения пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста является постоянное проживание на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом, которое подтверждается только регистрацией по месту жительства. В то же время, период проживания истицы, подтвержденный регистрацией в указанной зоне составляет всего 6 лет 3 месяца 10 дней, что с учетом ее проживания в этой зоне на момент катастрофы дает право на досрочное назначение пенсии со снижением возраста всего на 2 года.

Полагает, суд незаконно назначил пенсию смомента обращения за назначением истицы за таковой, т.к. право на назначение указанного вида пенсии могло возникнуть у неё только с момента вступления в законную силу решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Ковалевой Н. Л., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Волобуевой Л.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91г. с последующими изменениями и дополнениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона регистрационный учет граждан России по месту пребывания и по месту жительства имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что граждане, фактически проживающие без регистрации в населенных пунктах, включенных Правительством РФ в зоны с особым социально-экономическим статусом, имеют право на льготы в пенсионном обеспечении.

Как усматривается из материалов дела, с 12.02.03 г. по настоящее время Волобуева Л. В. постоянно проживает в <адрес>, которая включена в перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. и Постановлению Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются: почтовыми конвертами за 2004-2010 годы, из которых следует, что истица получала почтовую корреспонденцию по указанному адресу (л.д. 27-30), справкой администрации Становского сельского поселения № 1921 от 30.09.2011 г., в которой указано, что истица постоянно проживает с 02.07.2001 г. по настоящее время в <адрес> (л.д. 26), данными похозяйственных книг за период с 2002 по 2011 годы, из которых следует, что проживающими в д. 60 <...> значатся Волобуева Р.И. и без регистрации ее дочь Волобуева Л.В. (л.д. 86-87), объяснениями специалиста ФИО1. и показаниями свидетелей ФИО2 ФИО3., подтвердивших факт постоянного проживания Волобуевой Л.В. вместе с матерью в д.<...> в спорный период, а также показаниями свидетелей ФИО4., ФИО5., подтвердивших, что истица по месту регистрации, в квартире по ул. <адрес> не проживает.

Доказательств, опровергающих факт проживания истицы в <адрес> с 12.02.03 г. по настоящее время ответчиком не представлено.

Из материалов дела также следует, что Волобуева Л. В. проживала с регистрацией по месту жительства в <адрес> с рождения до 30.10.1986 г., т.е. на момент катастрофы на ЧАЭС ; а также с 03.11.1994 г. по 18.08.1995 г.; с 27.10.1995 г. по 05.03.1999 г.; с 02.07.2001 г. по 11.02.2003 г., что дает истице право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и как в судебном, так и в досудебном порядке не оспаривалось ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что истица имеет право на пенсию с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с момента обращения за назначением таковой, поскольку на указанный момент она уже достигла возраста 52 лет.

Довод кассационной жалобы о том, что факт проживания истицы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку с заявлением о назначении пенсии истица (<...> года рождения) обратилась к ответчику 30.09.2011г., т.е. по достижении 52 лет, то в силу приведенной нормы права суд правильно обязал Управление пенсионного фонда назначить Волобуевой Л. В. пенсию с момента обращения за назначением таковой, в связи с чем, довод жалобы о наличии у истицы права на назначение указанного вида пенсии только с момента вступления в законную силу решения суда является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Кассационная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, поэтому оснований для отмены решения суда по ее доводам, не имеется.

Руководствуясь ст. 360,361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: