об установлении факта постоянного проживания и т.д.



Дело №33-42

Докладчик Сафронова Л.И. Федеральный судья Балашова Е.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего: Циркуновой О.М.,

судей: Забелиной О.А., Сафроновой Л.И.,

при секретаре Наумовой Н.М.,

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области на решение Кромского районного суда Орловской области от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Корягиной С.И. удовлетворить.

Установить юридический факт, что с <дата> по <дата> Корягина С.И. проживала по адресу : <адрес>

Признать за Корягиной С.И. право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Кромском районе назначить Корягиной С.И. досрочную пенсию по старости по ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с <дата>

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав представителя ответчика Рыбалкину Ж.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражение Корягиной С.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корягина С.И. обратилась в Кромской районный суд Орловской области с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кромском районе Орловской области об установлении факта постоянного проживания в период с <дата> по <дата> в пгт. Кромы, Орловской области и признании права на досрочное назначение пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывала, что с <дата> по <дата> проживала в пгт.Кромы, Кромского района Орловской области, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи с тем, что она проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.

Однако пенсионным органом в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что отсутствуют документы, подтверждающие факт её проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе необоснованным, так как она действительно в период с <дата> по <дата> проживала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.

По указанным основаниям просила суд признать за ней право на досрочную пенсию по старости в связи со снижением общеустановленного возраста.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения, ввиду нарушения норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывается, что суд при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что, период проживания истца в п.Кромы, не подтвержден регистрацией, в связи с чем, у суда не было законных оснований для назначения Корягиной С.И. досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г.№1244-1.

Кроме того, указывает, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату со дня обращения с иском в суд с <дата>, поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу данного решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшийся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно, ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 данного Закона, а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.98 года Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.91г. №237-Р и с 01.02.98 года - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.97г. №1582. В этих перечнях указаны населенные пункты; пгт. Кромы и с. <адрес> Кромского района Орловской области.

Материалами дела установлено, что <дата> Корягина С.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три год.

Письмом от <дата> ей было отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к., период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с <дата> по <дата>, не подтвержден регистрацией по месту жительства. Период проживания по адресу: <...> с <дата> ответчиком исчислен в размере <...> лет <...> месяцев <...> дней <...>

Разрешая заявленное требование, судом проверялся довод истца о том, что в период с <дата> по <дата> она проживала в пгт.Кромы, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Так из документов архивного фонда администрации п.Кромы, Кромского района Орловской области следует, что истец решением Кромского поселкового Совета народных депутатов от <дата> « Об утверждении списков очередности по состоянию на 1 апреля 1988 года « и спискам граждан, нуждающихся в получении, улучшении жилищных условий в домах местных Советов по состоянию на <дата> состояла в списках очередников под , из которых была исключена в апреле 1992 года в связи с выездом <...>

В справке о рождении сына истицы Корягина Р.В.-<дата> рождения, и в Записи Акта о рождении от <дата>, адресом родителей указано: <адрес> <...>

В соответствии со справкой из Миграционной службы по Орловской области в пгт.Кромы, домовая книга собственника дома по ул.<адрес> ФИО17 сгорела в результате пожара в сентябре 2010 года, во время которого сгорел дом и все имущество, в связи с чем подтвердить регистрацию Корягиной С.И. по данному адресу в спорный период не представляется возможным <...>.

Факт пожара <дата>, в результате которого уничтожен огнем жилой дом и имущество собственника ФИО17 по адресу : <адрес>, подтвержден справкой от <дата>, выданной ГУ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области отделением государственного пожарного надзора по Кромскому району <...>.

В домовой книге прописки граждан, проживающих в с.<адрес> Кромского района указано прибытие истицы в данный населенный пункт <дата> с адреса : <адрес> <...>.

Проживание истицы в спорный период в п.Кромы подтверждается амбулаторной картой, с указанием адреса проживания истицы : <адрес>, согласно которой, она получала лечение в Кромской районной больнице в период с <дата>, в том числе <дата> проходила флюорографию <...> а также показаниями свидетелей ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24- жителей пгт.Кромы.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Корягина С.И. в период проживания в пгт.Кромы имела право на досрочную трудовую пенсию с учетом наличия у нее права на получение льготный пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которое возникло у нее с момента достижения ею пятидесяти двух лет. В связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования о признании за ней вышеназванного права подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, придя к правильному выводу о наличии у Корягиной С.И. права на досрочную пенсию, судом ошибочно указано, что она подлежит начислению с <дата>, тогда как право на пенсию у нее возникло с <дата>.

В связи с чем, решение суда в части указания о назначении Корягиной С.И. пенсии подлежит уточнению указанием назначения и выплаты пенсии с <дата>.

По изложенным выше основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.

Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ Управление Пенсионного фонда РФ Кромском районе Орловской области производить выплату пенсии с <дата>., поскольку такое право у истицы может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, также не является основанием к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Как видно из материалов дела, у Корягиной С.И. право на досрочную трудовую пенсию с учетом наличия у неё права на получение льготный пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом, возникло с <дата> - момента достижения ею пятидесяти двух лет.

Правильно разрешив спор по существу, суд ошибочно указал период проживания истицы на территории с льготным социально-экономическим статусом с <дата>. Поскольку юридически значимым периодом проживания истицы является период с <дата>, то ссылка на указание периода подлежит исключению из решения суда.

Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кромского районного суда Орловской области от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области об отмене решения – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования Корягиной С.И. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Корягиной С.И. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготно социально- экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Кромском районе Орловской области назначить и производить выплату Корягиной С.И. пенсии с <дата>.

Председательствующий :

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200