В удовлетворении иска о признании незаконным Протокола общего собрания членов общественной организации отказано правомерно, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов указанным Протоколом общего собрания



Дело № 33-143

Докладчик: Курлаева Л.И. Федеральный судья: Зубаков С.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Углановой М.А.

и судей Курлаевой Л.И., Зубовой Т.Н.

при секретаре Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Рябинина Н.И. на решение Новосильского района Орловской области от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении иска Рябинина Н.И. к общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» о признании незаконным Протокола общего собрания членов общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» от 07 мая 2010 года ».

Заслушав материалы дела по докладу судьи областного суда Курлаевой Л.И., судебная коллегия

установила:

Рябинин Н.И. обратился в Новосильский районный суд с иском к общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» о признании незаконным Решения общего собрания членов общественной организации от 07 мая 2010 года.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что является членом общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» (далее Общественная организация «НРООР»). В июне 2011 года, после обращения в Правление общества, ему стало известно, что 07 мая 2010 года было проведено общее собрание членов организации, на котором председателем организации был избран ФИО1, в то время как бывший руководитель организации Семенихин Ю.И. Решением того же собрания не был освобожден от занимаемой должности.

Ссылался на то, что был нарушен порядок созыва участников собрания, установленный Уставом общества; члены общества не были уведомлены о проведении собрания; для принятия решения отсутствовал необходимый кворум. Принятое решение не было доведено до всех членов общества в установленные Уставом сроки. Полагал, что незаконными действиями ФИО1, были нарушены его права, как участника данной некоммерческой организации, а именно право на осуществление руководства организацией посредством участия в собраниях, на которых принимаются решения по всем возникающим вопросам, в том числе право на участие в избрании Председателя общества.

По указанным основаниям просил признать незаконным решение указанного собрания членов общественной организации.

Определением суда от 15 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Семенихин Ю.И. председатель общества действующий до 07 мая 2010 года.

В ходе судебного разбирательства истец Рябинин Н.И., уточнил заявленные им ранее требования, просил суд признать незаконным протокол общего собрания членов ОО «НРООР» от 07 мая 2010 года, обосновывая его вышеизложенными доводами, а также указал, что 24 апреля 2010 года состоялось Правление организации, на котором было принято решение о созыве собрания, определена его дата проведения - 07 мая 2010 года с повесткой дня о привлечении спонсора. Уведомление о поведении собрания было размещено в местной газете 30 апреля 2010 года без опубликования повестки дня. На день проведения собрания, по сведениям истца, членами организации являлось около 100 человек. Протокол общего собрания от 07 мая 2010 года подписан неуполномоченными на то лицами. В связи с тем, что на собрание не явился предполагаемый спонсор, его признали несостоявшимся, и все члены организации разошлись. О том, что на собрании 07 мая 2010 года было принято решение о переизбрании председателя организации истцу стало известно лишь в июне 2011 года. Незаконными действиями ФИО1 нарушены права истца на осуществление руководства организацией посредством участия в собраниях.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе истец Рябинин Н.И. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Полагает, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, установленного положениями Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Считает, что вывод суда в этой части основан на неправильном толковании закона. Полагает, что в связи с разъяснениями, данными в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02. 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к спорным правоотношениям подлежит применению общий трехгодичный срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца, его представителя адвоката Кузьмичевой О.В., третьих лиц Юдина А.Н., Семенихина Ю.И., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» по доверенности Александрова А.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно части первой статьи 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии ч 2 ст. 39 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.

Как следует из материалов дела общественная организация «Новосильское районное общество охотников и рыболовов», зарегистрированная в качестве юридического лица <дата>, является некоммерческой организацией, руководителем которой согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и сведений представленных Управлением МЮ по Орловской области является ФИО1, до 07 мая 2010 года председателем общества являлся Семенихин Ю.И. (<...>).

Указанная общественная организация, на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей от <дата>, является основанным на членстве общественным объединением в организационно-правовой форме «общественная организация», и осуществляет свою деятельность на основании ГК РФ, Федеральных законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», иных законодательных актов РФ, а также Устава (<...>).

Истец Рябинин Н.И. является учредителем и членом общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов», что представителями ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. 18.02.2007 года Рябинин Н.И. на общем собрании учредителей организации был избран председателем ОО «Новосильское районное общество охотников и рыболовов», и осуществлял свои полномочия до 15 марта 2010 года (<...>).

Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Рябинин Н.И. ссылался на то, что в июне 2011 года ему стало известно о проведении 7 мая 2010 года собрания членов общественной организации, на котором был переизбран председатель Семенихин Ю.И. и избран новый руководитель - ФИО1

Отказывая Рябинину Н.И. в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцом пропущен установленный Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенных прав.

Указанный вывод суда является ошибочным ввиду следующего.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Принимая во внимание, что ГПК РФ не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений, судебная коллегия полагает, что суд ошибочно пришел к выводу о применении к спорным правоотношениям положений Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Исходя из характера спорных правоотношений, данный спор должен быть рассмотрен судом по правилам искового производства, а потому должны применяться правила ст. 196 ГК РФ, устанавливающие общий трехгодичный срок исковой давности.

Таким образом, истец обратился в суд за защитой своих прав в пределах установленного срока исковой давности.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении требований по существу является правильным в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3.6 Устава общественной организации «Новосильское районное общество охотников и рыболовов» член организации имеет право избирать и быть избранным в руководящие и контрольно-ревизионные органы Организации, участвовать во всех мероприятиях, проводимых Организацией (<...>). Положениями п. 4.1. Устава Общественной организации урегулированы вопросы компетенции собрания членов организации и порядок его созыва.

Оспариваемый истцом Протокол общего собрания участников общества, в котором изложено решение об избрании председателем общественной организации «НРООР» ФИО1, датирован 07 мая 2010 года, извещение о проведении 07 мая 2010 года в 18 часов общего собрания охотников и рыболовов Новосильского районного общества было размещено в 33 номере районной газете «Новосильские вести» 30 апреля 2010 года (<...>).

Согласно акта приема – передачи документации и пояснениям третьего лица Семенихина Ю.И., последний передал документы и печать общества ФИО1 19 мая 2010 года ( <...>).

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что сведения об избрании руководителем Общественной организации Боровлева А.И. были внесены 11 июня 2010 года (<...>).

Поскольку обстоятельства, связанные с применением норм Устава общественной организации, на которые ссылается истец, в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют о том, что оспариваемый Рябининым Н.А. протокол общего собрания ОО «НРООР» от 7 мая 2010 года, в котором изложено решение об избрании председателем общественной организации «НРООР» ФИО1, нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требований истца и отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новосильского районного суда Орловской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рябинина Н.И. – без удовлетворения.

Председательствующий- судья Судьи