№ 33-683/2012 о восстановлении на работе



Дело № 33- 683

Докладчик: Чурсина Е.В. Федеральный судья: Волченкова Н.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Хомяковой М.Е., Чурсиной Е.В.

с участием прокурора Слюнина В.В.

при секретаре Паршиковой М.Ю.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Баранова А.Ф. на решение Знаменского районного суда Орловской области от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Баранова А.Ф. к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Исковые требования Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области к Баранову А.Ф. удовлетворить.

Признать распоряжение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. незаконным».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Чурсиной Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Баранов А.Ф. обратился в суд с иском к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 22 марта 2011 года он был избран председателем Знаменского районного Совета народных депутатов.

30 декабря 2011 года решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области принята его добровольная отставка и его полномочия председателя Совета досрочно прекращены.

Увольнение с должности председателя Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области считает незаконным, поскольку оно было произведено в период его отпуска, письменного заявления о сложении полномочий он ответчику не подавал, заявление об отставке было сделано им на заседании Совета под давлением со стороны <...> Л.Е.С. и <...> Е.Т.И.

Просил суд восстановить его в должности председателя Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула из расчета среднемесячного заработка и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела Знаменский районный Совет народных депутатов Орловской области обратился со встречным исковым заявлением к Баранову А.Ф. о признании распоряжения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. незаконным.

В обоснование требований указал, что распоряжение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. не зарегистрировано в книге регистрации распоряжений Совета, что является нарушением делопроизводства, а сама книга не пронумерована, не прошнурована и не заверена надлежащим образом.

Ссылался на то, что Баранов А.Ф., уходя в отпуск, нарушил Устав Знаменского района и регламент работы Совета, поскольку не известил Совет о предстоящем отпуске, решений об отпуске председателя и об утверждении графика отпусков на заседании районного Совета народных депутатов не принималось, исполнение обязанностей председателя на его заместителя не возлагалось

По этим основаниям просил суд признать распоряжение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. незаконным.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Баранов А.Ф. просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о том, что письменного заявления о досрочном сложении полномочий он не подавал, а устное заявление об отставке сделал под давлением со стороны <...> Е.Т.И. и <...> Л.Е.С. в связи с чем решение райсовета об его отставке является незаконным.

Указывает, что в соответствии с Уставом Знаменского района председатель районного Совета народных депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета, поэтому он имел право издать распоряжение об отпуске.

Ссылается, что распоряжение об отпуске было исполнено, бухгалтерией администрации Знаменского района ему были начислены и выплачены отпускные, в связи с чем у суда не имелось законных оснований признавать распоряжение об отпуске незаконным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Баранова А.Ф., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области Трошиной В.И., заключение прокурора Слюнина В.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 ч.1, 3 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В силу ч.1 ст.23 Устава Знаменского муниципального района Орловской области, депутаты избираются на срок полномочий районного Совета народных депутатов и осуществляют свою деятельность на непостоянной основе, за исключением председателя или секретаря районного Совета народных депутатов, один из которых после его избрания на указанную должность на первом организационной заседании районного Совета народных депутатов нового созыва, в соответствии с решением районного Совета народных депутатов, работает на постоянной основе.

Согласно ст. 22 ч.1,8 Устава Знаменского муниципального района Орловской области, организацию деятельности районного Совета народных депутатов осуществляет председатель районного Совета народных депутатов, избираемый этим органом из своего состава тайным голосованием. Порядок избрания, прекращения полномочий председателя районного Совета, его заместителя определяются Регламентом районного Совета народных депутатов.

Из материалов делу следует, что решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 22 марта 2011 года Баранов А.Ф. избран председателем Знаменского районного Совета народных депутатов на постоянной основе.

Судом при рассмотрении дела установлено, что 30.12.2011 года на заседании Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области депутатами принята добровольная отставка председателя Совета Баранова А.Ф. и его полномочия председателя Совета были досрочно прекращены.

Основанием для прекращения полномочий председателя Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области Баранова А.Ф. послужило устное заявление последнего о своей отставке.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Баранова А.Ф. о восстановлении в должности, суд мотивировал свои выводы тем, что истец ушел в отставку по собственному желанию, а Уставом Знаменского района Орловской области и Положением о статусе депутата Знаменского районного Совета народных депутатов в случае отставки депутата по собственному желанию его письменного заявления не требуется, так как письменное заявление подается лишь в случае если Совет народных депутатов отклонил заявление депутата о досрочном сложении полномочий.

Между тем, с выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Принимая такое решение, суд не учел, что порядок прекращения полномочий председателя районного Совета определяются Регламентом районного Совета народных депутатов, а не Положением о статусе депутата Знаменского районного Совета народных депутатов.

Согласно п.7 ст. 7 Регламента Знаменского районного Совета народных депутатов, председатель Знаменского районного Совета народных депутатов вправе добровольно уйти в отставку на основании письменного заявления, оглашенного на заседании Органа, если на очередном заседании отставка будет принята абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов.

Таким образом, реализация права председателя районного Совета на прекращение полномочий по собственному желанию обусловлена его волеизъявлением, которое должно быть выражено в письменной форме.

Судом установлено и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что письменного заявления об отставке с должности Знаменского районного Совета народных депутатов Баранов А.Ф. не подавал.

Оценив имеющиеся в деле доказательства и конкретные обстоятельства, установленные по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Знаменским районным Советом народных депутатов не были соблюдены требования Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Знаменского муниципального района Орловской области и Регламента Знаменского районного Совета народных депутатов при принятии решения о прекращении полномочий председателя Знаменского районного Совета народных депутатов Баранова А.Ф. и последний подлежит восстановлению в прежней должности со дня прекращения полномочий.

Доводы представителя Знаменского районного Совета народных депутатов Трошиной В.И. о том, что в случае отставки председателя районного Совета народных депутатов по собственному желанию его письменного заявления не требуется, являются ошибочными и противоречат положениям действующего законодательства.

В соответствии с положениями ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В силу указанных выше норм, ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Как следует из представленной администрацией Знаменского района Орловской области справки о денежном содержании Баранова А.Ф. за период с 22 марта 2011 года по 30 декабря 2011 года ему начислено <...>. Фактически отработано истцом за указанный период <...> дней. В связи с чем, в силу приведенных норм права, денежное содержание истца за время вынужденного прогула (без учета оплаченных отпускных), составляет <...> рубля (<...> (среднедневная ЗП)) х <...> (дни вынужденного прогула)).

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Судом оценивается также характер физических и нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред.

При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает, что решение о прекращении полномочий истца было незаконным, что безусловно свидетельствует о причинении истцу определенных нравственных страданий. Вместе с тем судебная коллегия учитывает требования разумности и справедливости и присуждает к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, поскольку заявленный истцом ко взысканию размер компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей чрезмерно завышен.

Поскольку как видно из материалов дела Знаменский районный Совет народных депутатов Орловской области не обладает статусом юридического лица, не имеет бухгалтерии, финансируется из средств местного бюджета через администрацию Знаменского района Орловской области, то присужденные в пользу истца денежные суммы, а также государственная пошлина подлежат взысканию с администрации Знаменского района Орловской области, привлеченной определением судебной коллегии от 02.05.2012 года к участию в деле в качестве соответчика, за счет средств, выделяемых из бюджета на финансирование Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с администрации Знаменского района Орловской области за счет средств, выделяемых из бюджета на финансирование Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области в доход бюджета муниципального образования «Знаменский район Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 139 рублей 16 копеек

Удовлетворяя встречное исковое заявление Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области, суд первой инстанции исходил из того, что Баранов А.Ф. злоупотребил своими правами председателя Знаменского районного Совета народных депутатов, издав распоряжение о своем отпуске без согласования с главным распорядителем бюджетных средств – главой Знаменского района, не поставив в известность депутатов, не возложив исполнение обязанностей на своего заместителя и не зарегистрировав распоряжение в книге распоряжений Совета.

По этим основаниям суд первой инстанции признал распоряжение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 4 ч. 4 ст. 22 Устава Знаменского района председатель районного Совета народных депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета народных депутатов.

Согласно ст. 17.1 Положения о статусе депутата Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области депутату, работающему на постоянной оплачиваемой основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Статьями 16.6, 16.8 вышеуказанного Положения, предусмотрена выплата депутату, работающему на постоянной оплачиваемой основе, за счет средств районного бюджета материальной помощи к очередному отпуску в размере двух должностных окладов и выплата материальной помощи в размере одного должностного оклада.

    Как видно из материалов дела, распоряжением от 20.12.2011 года №12 председателю Знаменского районного Совета народных депутатов Баранову А.Ф. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней, с 26.12.2011 года по 30.01.2012 года, с единовременной выплатой в размере двух должностных окладов и выплатой материальной помощи в размере одного должностного оклада.

    Судом установлено, что распоряжение об отпуске издано и подписано Барановым А.Ф.

    Из представленной администрацией Знаменского района Орловской области справки о денежном содержании Баранова А.Ф. следует, что выплата отпускных произведена Баранову А.Ф. 12 января 2012 года.

    Учитывая, что Уставом Знаменского района председатель районного Совета народных депутатов наделен правом издания распоряжения по вопросам организации деятельности районного Совета народных депутатов, а также принимая во внимание, что выплата отпускных была произведена Баранову А.Ф. в январе 2012 года, то есть распоряжение об отпуске было фактически исполнено, оснований для признания данного распоряжения недействительным не имеется, в связи с чем решение суда об удовлетворения встречных исковых требований не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

     При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 4 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Баранова А.Ф. и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Знаменского районного суда Орловской области от 24 февраля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.

    Исковые требования Баранова А.Ф. удовлетворить частично.

    Восстановить Баранова А.Ф. в должности председателя Знаменского районного Совета народных депутатов.

Взыскать с администрации Знаменского района Орловской области за счет средств, выделяемых из бюджета на финансирование Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу Баранова А.Ф. денежное содержание за время вынужденного прогула в размере <...> рубля, компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

В удовлетворении встречных исковых требований Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области к Баранову А.Ф. о признании распоряжения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 20 декабря 2011 года № 12 о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска Баранову А.Ф. незаконным отказать.

Решение суда в части восстановления Баранова А.Ф. в должности подлежит немедленному исполнению.

Председательствующий судья:

Судьи: