Дело № 33-901
Докладчик: Георгинова Н.А. Федеральный судья: Швецов Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Георгиновой Н.А. и Майоровой Л.В.,
при секретаре Маниной Г.Н.,
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Кынатовой Натальи Викторовны на решение Свердловского районного суда <адрес> от 14 марта 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кынатовой Натальи Викторовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии по старости отказать.
Взыскать с Кынатовой Натальи Викторовны госпошлину в доход бюджета <адрес> в сумме <...> рублей».
Заслушав дело по докладу судьи Георгиновой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кынатова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и возложении обязанности назначить и выплатить пенсию досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что с 12.09.2007 года она является приемным родителем ФИО1, <дата> года рождения, который в 2009 году признан инвалидом.
В связи с этим, как опекун ребенка-инвалида, она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку на ее обращение о назначении пенсии по старости досрочно по основаниям, предусмотренным п.п.1 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ГУ УПФ РФ в <адрес> ответило отказом, она обратилась за судебной защитой нарушенного права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кынатова Н.В. просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Считает вывод суда об отказе в удовлетворении иска необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна, в связи с чем, она, как приемный родитель ребенка-инвалида, воспитавшая его до достижения 8-ми летнего возраста, приобрела право на снижение общеустановленного пенсионного возраста и досрочное назначение трудовой пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца Кынатовой Н.В., поддержавшей жалобу, мнение представителя третьего лица на стороне истца-отдела образования, молодежи и спорта администрации <адрес> по доверенности Макаркиной В.Н., возражения представителя ответчика по доверенности Докучаевой Е.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейным кодексом РФ (часть 1 статьи 16); опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).
Приемной семьей в соответствии со ст. 152 Семейного Кодекса РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором о передаче детей на воспитание в приемную семью, заключенным 12.09.2007 года между органом опеки и попечительства администрации <адрес> и Кынатовой Н.В., истец приняла на воспитание в приемную семью приемных детей ФИО1, <дата> года рождения и ФИО2, <дата> года рождения (л.д.4-5).
Судом установлено, что 26 мая 2009 года ФИО1 впервые был признан ребенком- инвалидом, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования № (л.д.28).
06 мая 2011 года Кынатова Н.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п.1 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», указав, что она является опекуном ребенка- инвалида, однако ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости по указанному ею основанию.
Как видно из материалов дела, на аналогичное обращение истца в ОПФР по <адрес> был дан ответ об отсутствии правовых оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку п.п.1 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» не предусматривает права приемных родителей инвалидов с детства на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона ( л.д.28).
Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, истец обратилась за судебной защитой своих прав.
По делу установлено, что предусмотренные договором о передаче детей на воспитание в приемную семью обязанности приемного родителя Кынатова Н.В. исполняет на возмездной основе.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с положениями ст. ст. 153, 153.1 Семейного Кодекса РФ, главой 7 Закона Орловской области № 529–ОЗ от 22.05.2005 года «О гарантиях прав ребенка в Орловской области», предусматривающей фиксированный размер денежного вознаграждения приемного родителя, который увеличивается на 50% за воспитание ребенка-инвалида, органами опеки и попечительства истцу ежемесячно выплачивается денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета.
Принимая во внимание, что в силу вышеприведенных норм установление опеки и передача ребенка на воспитание в приемную семью являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско- правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста согласно п.п.1 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях».
Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу ч.1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях», время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому для опекуна, осуществляющего обязанности на безвозмездной основе, законодателем установлены иные меры социальной поддержки, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии (пункт 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Доводы жалобы о тождестве функций опекуна и приемного родителя, предполагающем их равные права на досрочное назначение пенсии по старости, основаны на неправильном толковании закона, поскольку из вышеприведенных норм следует, что законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды их государственной поддержки.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Свердловского районного суда <адрес> от 14 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кынатовой Натальи Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: