о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей



Дело № 33-962

Докладчик: Георгинова Н.А.         Федеральный судья: Гудкова Е.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

Председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Георгиновой Н.А. и Склярука С.А.,

при секретаре Шелакове М.М.,

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования, молодежной политики и спорта <адрес> на решение Советского районного суда <адрес> от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Панькина Дмитрия Дмитриевича к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить Панькину Дмитрию Дмитриевичу, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение в <адрес> общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору социального найма на состав семьи 1 человек (он) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи Георгиновой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Панькин Д.Д. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По окончании службы в рядах Вооруженных Сил, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей- сирот в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от <дата> года.

    12.12.2006 года ему была предоставлена комната в <адрес> в <адрес>, которая не является благоустроенным жилым помещением, без снятия с очереди.

С указанного времени, несмотря на сохранение за ним права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, администрация <адрес> ему такого помещения не предоставляет.

    Полагая, что отказ администрации <адрес> в предоставлении ему жилья вне очереди противоречит закону, просил суд обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма не менее 33 кв.м.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика- Департамента образования, молодежной политики и спорта <адрес> ФИО11 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку Панькин Д.Д. является нуждающимся в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного Кодекса РФ и должен обеспечиваться жилым помещением в общем порядке, установленном жилищным законодательством.

Полагает, что истец, достигший возраста 36 лет, не относится ни к одной из категорий лиц, на которых распространяют свое действие нормы законодательства, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому не имеет права на предоставление вне очереди жилого помещения площадью не менее 33 кв. м. по договору социального найма.

Ссылается на необоснованность выводов суда о несоответствии предоставленной Панькину Д.Д. в 2006 году комнаты общей площадью 14,5 кв.м. требованиям, предъявляемым к жилому помещению по благоустройству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика- Департамента образования, молодежной политики и спорта <адрес> по доверенности Кондрашову О.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя истца по доверенности Бердюгиной Е.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса ( ч.6 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 1 статьи 1, пунктом 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 года №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Орловской области от 09.09.2011 N 1273-ОЗ), предусматривается, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.

Согласно статье 5 вышеназванного Закона №727-ОЗ, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 года №47, которое предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Из материалов дела видно, что истец Панькин Д.Д. родился <дата> в <адрес>.

В возрасте 3 лет Панькин Д.Д., оставшийся без попечения родителей, на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов от <дата> года, был направлен в детское государственное учреждение (л.д. 23).

В дальнейшем, мать истца-ФИО10 решением <...> районного суда <адрес> от <дата> года была лишена родительских прав, отец истца родительских обязанностей в его отношении не осуществлял, умер <дата> года ( л.д. 22-23, 33,35, 56, 62-64).

Жилое помещение за истцом, оставшимся без попечения родителей, не закреплялось.

По делу установлено, что в период с <дата> года по <дата> года истец являлся воспитанником детского <адрес>, находился на полном государственном обеспечении, после чего был направлен в ПУ <адрес> для обучения ( л.д.54).

В период с <дата> по <дата> г.г. Панькин Д.Д. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, по возвращении с которой <дата> года обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии его на учет для получения жилой площади как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.65).

Постановлением администрации <адрес> от 18 октября 1996 года Панькин Д.Д. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилье, по категории детей –сирот ( л.д.6,66).

<дата> постановлением мэра <адрес> Панькину Д.Д. как сироте на праве социального найма была предоставлена комната в коммунальной квартире в <адрес> в <адрес>, жилой площадью 12,6 кв.м., без снятия его с очереди (льготная очередь детей сирот ) (л.д. 55).

Материалами дела подтверждается, что вышеуказанное жилое помещение общей площадью 14,5 кв.м., в т.ч. жилой- 12,6 кв.м., шкаф 0,7 кв.м., представляет собой одно из десяти помещений на этаже с общей кухней и туалетом, и, кроме прибора отопления, другими инженерными коммуникациями, в т.ч., ванной комнатой, не оборудовано (л.д.46-48).

В связи с чем, вывод суда о том, что это жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению по благоустройству, является обоснованным.

     При таких обстоятельствах, учитывая, что Панькин Д.Д. не был обеспечен благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным санитарно- техническим требованиям, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (не менее 33 кв. метров), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Панькиным Д.Д. исковых требований о предоставлении ему жилого помещения в <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы жалобы о том, что суд неправомерно отнес истца к лицам, имеющим право получить жилье вне очереди в силу п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также положений Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основаны на неправильном толковании закона и отклоняются в силу их несостоятельности.

Доводы жалобы об обеспечении истца в 2006 году благоустроенным жилым помещением общей площадью 14,5 кв.м. и реализации его права на обеспечение жилой площадью в соответствии с законом, также являются несостоятельными, поскольку опровергаются не только решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 N 5/058-ГС "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения", установившим норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения, но и установленными судом обстоятельствами, свидетельствующими о предоставлении истцу жилого помещения, не обеспеченного инженерными системами, а потому не отвечающего требованиям, предъявляемым Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 года №47.

Ссылка апеллятора на достижение истцом 36-ти летнего возраста не влечет отмену состоявшегося решения, поскольку по смыслу вышеприведенных норм, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Кроме того, постановка Панькина Д.Д. на жилищный учет по предоставлению жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в 1996 году, с которого на день рассмотрения настоящего дела в суде он снят не был, свидетельствует о признании администрацией <адрес> права истца на получение жилого помещения на территории муниципального образования <адрес>.

Следовательно, довод жалобы об отсутствии у истца права на внеочередное получение жилого помещения, является необоснованным.

Остальные доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента образования, молодежной политики и спорта <адрес>- без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: