Решение суда, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решения жилищной комиссии отменено, в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела, по делу вынесено новое решение о частичном удовлетворении требований



Дело №33-996

Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Рожко О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2012г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Коротченковой И.И.

судей Зубовой Т.Н. и Курлаевой Л.И.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Ливерко Н.Я. на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:

    «В удовлетворении заявления Ливерко Н.Я. об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав Ливерко Н.Я. и его представителя по доверенности Ливерко В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, показания свидетеля Харитоновой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Ливерко Н.Я. обратился в суд с жалобой на решение жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    В обоснование жалобы указывал, что он является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны.

Решением жилищной комиссии при администрации Грачевского сельского поселения <адрес> от 17 февраля 2012 года ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, заключив <...> 2008 года сделку по продаже принадлежащего ему на праве собственности жилого дома.

Данный отказ считал незаконным, поскольку он не совершал действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий, так как продажу своего дома в 2008 году совершил в связи с тем, что его жена с 2005 года была парализованная. В силу своего возраста и состояния здоровья он не мог обслуживать себя и больную жену, в связи с чем, вынужден был продать дом и переехать проживать вместе с женой к сыну.

<...> 2008 года его жена скончалась.

Впоследующем в связи с семейными проблемами в семье сына, <дата> он переехал жить к внучке - ФИО1 Внучка проживает с мужем и двумя детьми, а он ввиду пожилого возраста и плохого самочувствия нуждается в отдельном помещении.

Поэтому просил суд обязать жилищную комиссию при администрации Грачевского сельского поселения <адрес> устранить допущенное нарушение его прав и свобод путем постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Ливерко Н.Я. просит решение суда отменить и его требования удовлетворить, ссылаясь на то, что он намеренно не ухудшал свои жилищные условия, а суд вынес решение без учета всех обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильной оценки фактических обстоятельств дела.

Отказывая Ливерко Н.Я. в удовлетворении заявления об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, заключив в 2008 году сделку купли-продажи жилого дома и земельного участка, принадлежащих ему на праве собственности, намеренно ухудшил свои жилищные условия, и на момент подачи заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении прошло менее пяти лет со дня заключения вышеназванной сделки.

Однако с данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, заявитель Ливерко Н.Я является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, ветераном труда (<...>).

В период с <дата> по <дата> он был зарегистрирован и проживал в собственном доме по адресу: <адрес>.

<...> 2008 года Ливерко Н.Я. продал земельный участок и жилой дом общей площадью <...>, принадлежащие ему на праве собственности, гражданке ФИО2, что подтверждается договором купли - продажи от <...> 2008 года (<...>).

Еще до продажи дома, заявитель выписался с данной жилой площади и с <дата> зарегистрировался у своего сына - ФИО3 на постоянное место жительства по адресу: <адрес>, жилой площадью <...>; совместно с тремя членами семьи (<...>).

Продажа дома и переезд к сыну, со слов Ливерко Н.Я., были обусловлены болезнью супруги, которая на тот момент была парализованная и нуждалась в постороннем уходе. В силу своего возраста и состояния здоровья он не мог осуществлять уход за больной женой и сам нуждался в посторонней помощи. <...> 2008 года его жена скончалась.

С <дата> по настоящее время Ливерко Н.Я. зарегистрирован и проживает в доме внучки - ФИО1, по адресу: <адрес>, общей площадью <...>, в том числе жилой - <...>; совместно с четырьмя членами семьи, которые являются долевыми собственниками жилья (<...>).

<дата> Ливерко Н.Я., как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, обратился к главе Грачёвского сельского поселения <адрес>, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в собственности жилья не имеет (<...>)

В постановке на учет заявителю было отказано по тому основанию, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, заключив договор купли - продажи земельного участка с жилым домом от <...> 2008 года, продав свой дом, принадлежащий ему на праве собственности (<...>).

Статья 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ (в редакции Федерального закона 16 ноября 2011 года № 318 - ФЗ) предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Положения ст. 14 указанного закона являются отсылочными и корреспондируются с нормами Жилищного Кодекса РФ, регламентирующего порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу пункта 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичное предусмотрено частью 3 ст. 3 Закона Орловской области № 573 от 06 февраля 2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в редакции Закона Орловской области от 08 июня 2010 года № 1074 - ОЗ), из которой следует, что граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Однако судом не выявлены такие действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий. Напротив, судом установлено, что продажа дома в <адрес>, являющегося предыдущим местом жительства заявителя, была вынужденной. Состояние здоровья и престарелый возраст самого заявителя, а также состояние здоровья его супруги свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать и содержать дом они не могли.

В связи с изложенным выводы суда первой инстанции о намеренности действий заявителя по ухудшению своих жилищных условий не могут быть признаны обоснованными, поскольку они не нашли подтверждения при рассмотрении дела.

Кроме того, в заседании судебной коллегии сам заявитель и свидетель ФИО1 пояснили, что, несмотря на то, что Ливерко Н.Я. зарегистрирован в доме своей внучки по адресу <адрес>, однако фактически проживает в отдельном подсобном помещении в домовладении сына.

Вместе с тем, обеспеченность Ливерко Н.Я. жилой площадью не служило основанием для отказа ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, не было это и предметом судебного разбирательства, жилищно-бытовые условия заявителя никто не обследовал.

При указанных обстоятельства, решение суда подлежит отмене и, поскольку сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым требования Ливерко Н.Я. об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить частично; признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Грачевского сельского поселения от 17.02.2012 года.

Поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии не содержит иных оснований для отказа в постановке Ливерко Н.Я. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на жилищную комиссию при администрации Грачевского сельского поселения обязанности рассмотреть заявление Ливерко Н.Я. от 23.11.2011 года о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 12 апреля 2012 года отменить.

Исковые требования Ливерко Н.Я. об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Грачевского сельского поселения от 17.02.2012 года.

Обязать жилищную комиссию при администрации Грачевского сельского поселения рассмотреть заявление Ливерко Н.Я. от 23.11.2011 года о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Председательствующий судья

Судьи