Дело № 33-1036
Докладчик: Забелина О. А. Районный судья: Третьякова Е.Д.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Склярука С.А.
Судей: Забелиной О.А., Георгиновой Н.А.
При секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Паламарчука Н.М. на решение Советского районного суда г. Орла от 23 апреля 2012 г., которым постановлено:
«Исковые требования Паламарчука Н.М. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» об оспаривании решения и признании инвалидом Великой Отечественной войны – оставить без удовлетворения».
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Забелиной О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Паламарчук Н.М. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» о признании гражданина инвалидом.
В обоснование заявленных требований указывал, что <дата> вследствие взрыва мины он получил ранение, в результате которого ему причинен вред здоровью. <дата> военно-врачебной комиссией он был освобожден от службы в Советской армии.
<дата> он обратился к ответчику c целью установления инвалидности по последствиям ранения, полученного в период Великой Отечественной Войны. Однако, ему было отказано ввиду того, что у него обнаружены незначительные нарушения здоровья, не ограничивающие способность к передвижению, трудовой деятельности, контролю за его поведением.
Считал, что в соответствии с нормами ст. 4 Федерального закона РФ «О ветеранах» он может быть признан инвалидом ВОВ.
В связи с чем, просил суд признать его инвалидом Великой Отечественной Войны.
Определением Советского районного суда г. Орла от <дата> в качестве соответчика к участию в деле был привлечен Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. ( л.д. 24)
Определением Советского районного суда г. Орла от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области. ( л.д. 74)
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Паламарчуком Н.М. ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права.
В обосновании доводов жалобы указывается, что судом нарушено его право на признание инвалидом Великой Отечественной Войны и получение компенсационных выплат, поскольку ему причинен вред здоровью именно при сборе неразорвавшихся боеприпасов, к сбору которых он был привлечен.
В заседание судебной коллегии представители Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Орловской области», ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями, не явились, о причинах неявки не сообщили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Паламарчука Н.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 ФЗ РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
На основании ст. 1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ РФ «О социальной поддержке инвалидов Российской Федерации» постановлением Правительством РФ от 20.02.2006 г. № 95 были утверждены Правила о порядке и условиях признания лица инвалидом.
Согласно п.5,6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходил из того, что Паламарчук Н. М., родившийся <дата>, в силу своего малолетнего возраста не мог привлекаться к сбору боеприпасов и военной техники, не являлся военнослужащим, а, следовательно, он в силу положений ФЗ РФ «О ветеранах» не может быть признан инвалидом Великой Отечественной войны.
Установлено, что с <дата> г. по <дата> г. истец Паламарчук Н. М. работал шофером <...>» и уволился по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту, что подтверждается записями трудовой книжки ( л.д. 36-37).
Истец Паламарчук Н. М. дважды проходил освидетельствование в ФКУ «Главное бюро медико- социальной экспертизы по Орловской области» с <дата> по <дата> ( л.д. 51-56), и с <дата> по <дата> (л.д. 45-50), в ходе которого у него было выявлено незначительные нарушения здоровья, инвалидность установлена не была.
Данные обстоятельства были подтверждены в суде Д.Н.Б. ( <...>).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Паламарчук Н. М. из- за имеющегося у него повреждения здоровья (<...>) не утратил возможность заниматься трудовой деятельностью, осуществлять самообслуживание.
Исходя из того, что ФЗ РФ «О ветеранах» строго предусмотрены основания признания лица ветераном Великой Отечественной войны и круг лиц, которые могут признаваться ветеранами Великой Отечественной войны, а Паламарчук Н. М. не может быть отнесен к числу данных лиц, оснований для признания его инвалидом также не имеется, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Паламарчук Н. М.
Довод жалобы Паламарчук Н. М. о том, что <дата> он привлекался к сбору боеприпасов и стал инвалидом вследствие увечья является несостоятельным, поскольку в силу своего малолетнего возраста, на момент <дата> истцу не было и трех лет, он не мог быть привлечен органом местной власти к сбору боеприпасов.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, не имеется оснований для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Паламарчука Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: