дело №33-1082/2012 от 19.06.2012 о предоставлении жилья



Дело № 33- 1082

Докладчик: Забелина О. А. Районный судья: Гудкова Е. И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«19» июня 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С. А.

судей Забелиной О. А., Георгиновой Н. А.

При секретаре Постникове Н. С.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционным жалобам Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 11 апреля 2012 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Ушакова Н.И. к Администрации города Орла о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Орла предоставить Ушакову Н.И., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение в г. Орле, общей площадью не менее <...> кв.м. по договору социального найма на состав семьи 1 человек (он) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Забелиной О. А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ушаков Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Орла о предоставлении жилья.

В обосновании заявленных требований указывал, что <дата> он как <...> был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью, в настоящее время по сводному списку <...> администрации г. Орла его очередь . В <дата> ему был выдан ордер на право занятия комнаты по <адрес>. Предоставленное ему жилое помещение не является благоустроенным- имеются частичные удобства, нет горячей воды и душевой (ванной) комнаты.

В связи с чем, просил суд обязать орган местного самоуправления в лице администрации г. Орла в трехмесячный срок предоставить по договору социального найма на состав семьи один человек отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Орле площадью не менее <...> кв.м.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обосновании доводов указывается, что судом неправильно были применены положения ФЗ РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г., поскольку истцу Ушакову Н. И. в настоящее время исполнилось <...> лет и за ним уже было закреплено жилое помещение. В настоящее время истец не является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Полагает, что суд необоснованно пришел к выводу, что жилое помещение, в котором проживает истец, не отвечает установленным санитарным требованиям и нормам, так как истцом не было представлено в качестве доказательства заключение межведомственной комиссии.

В апелляционной жалобе администрации г. Орла ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права.

В обосновании доводов жалобы указывается, что истцом уже было реализовано право <...> на получение жилого помещения- в <дата> г. по договору социального найма ему была предоставлена жилая комната в соответствии с действующими на тот момент нормами предоставления жилой площади.

Считает, что на истца не могут быть распространены нормы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. и закона Орловской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», так как истцу в настоящее время исполнилось <...> лет.

В заседание судебной коллегии представитель третьего лица Департамент финансов Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав представителя Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области по доверенности Карасеву Е. В., представителя администрации г. Орла по доверенности Полосухину Л. А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения Ушакова Н. И. и его представителя по устному заявлению Соловьева Н. М. судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Положениями статьи 37 ЖК РСФСР ( действовавшим до <дата>). было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Позднее Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ подтвердил такое право указанной категории лиц.

Так, согласно абзацу 2 п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В действующем в настоящее время Жилищном Кодексе РФ, в пункте 2 части 2 статьи 57, также содержатся положения, аналогичные правилам ст. 37 ЖК РСФСР.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что у Ушакова Н. И., родившегося <дата>, умерли оба родителя.

В связи с чем, с <дата> по <дата> он находился на воспитании в <...> детском доме <...> (л.д. 17), а с <дата> по <дата>- в школе- интернат <...> ( л.д. 16).

Постановлением администрации <адрес> от <дата> Ушаков Н. И. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилой площади на очередь <...> ( ст. 37 ЖК РСФСР). ( л.д. 25).

Постановлением главы администрации <адрес> от <дата> за Ушаковым Н. И. была закреплена комната в <адрес>, жилой площадью <...> кв.м, данная квартира была исключена из числа служебных ( л.д. 51). На основании данного постановления <дата> Ушакову Н. И. на состав семьи один человек был выдан ордер на право занятия указанной комнаты (л.д. 18).

По настоящее время Ушаков Н. И. зарегистрирован и проживает в данной комнате.

Установлено и не отрицалось сторонами по делу, что предоставленная Ушакову Н. И. жилая комната находится в коммунальной квартире, где на пять комнат имеется общая кухня и туалет, в квартире имеется центральное отопление, холодное водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и ванная комната отсутствуют. ( л.д. 41).

Действовавшим на тот момент ЖК РСФСР, статья 40, было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Перечень показателей непригодности, неблагоустроенности жилого помещения содержался в «Методике по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания», утвержденной приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 31.12.1999 г. № 177. Пунктом 2.34 указанной методики было предусмотрено, что неблагоустроенными являются комната в коммунальной квартире, где не имеется ванной комнаты, горячего водоснабжения.

В настоящее время частью 2 статьи 15 ЖК РФ также предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

На основании п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Учитывая, что истцу Ушакову Н. И. было предоставлено жилое помещения в коммунальной квартире, где не имеется горячего водоснабжения и ванной комнаты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предоставленное истцу жилое помещение не отвечает требованиям благоустройства.

Данный вывод суда первой инстанции также подтверждается и тем, что до настоящее времени Ушаков Н. И. состоит на очереди по сводному списку <...> администрации г. Орла под ( л.д. 15). Тем самым орган местного самоуправления признает, что право истца Ушакова Н. И. как <...> на благоустроенное жилое помещение не реализовано до настоящего времени.

Установив, что до настоящего времени право Ушакова Н. И. на получение благоустроенного жилого помещения как <...> не реализовано, суд первой инстанции обоснованно и законно удовлетворил заявленные исковые требования и обязал администрацию г. Орла предоставить Ушакову Н. И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее <...> кв.м.

Учитывая положения статьи 206 ГПК РФ суд первой инстанции установил срок, в течение которого администрация г. Орла обязана предоставить жилое помещение- три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Достижение Ушаковым Н. И. возраста <...> лет, безусловно нуждающегося в жилом помещении, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, которое им не было получено, и не освобождает администрацию г. Орла предоставить ему такое жилое помещение.

В связи с чем, доводы жалоб об обеспеченности Ушакова Н. И. жилым помещением являются несостоятельными.

С учетом изложенного не имеет правового значения для рассмотрения дела и то обстоятельство, что в настоящее время истцу Ушакову Н.И. исполнилось <...> лет.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Орла от 11 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, администрации г. Орла- без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: