Дело №33-1911
Докладчик: Склярук С.А.
Судья: Тишаева Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Склярука С.А.
судей: Сабаевой И.Н., Георгиновой Н.А.
с участием прокурора Агкацевой А.Ч.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Советского района г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г<...> и включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла.
Обязать администрацию г.Орла совестно с МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого <...> в Единый реестр муниципального имущества г. Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома <...> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам которой принять решение о дальнейшем использовании дома»
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителей администрации г.Орла - Борисовой О.В., Итальянцевой Г.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения прокурора Агкацевой А.Ч., представителя Авериной Т.И. – Авериной М.С. и представителя управления государственного строительного надзора и жилищной инспекции Орловской области – Бабенко В.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г.Орла в интересах Авериной Т.И. и несовершеннолетнего Аверина О.В. обратился в суд с заявлением о принятии жилого дома в муниципальную собственность и проведении оценки соответствия дома установленным требованиям.
В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства по обращению Авериной Т.И., проживающей по адресу: <...> по вопросу ненадлежащего технического состояния жилого дома, в котором она проживает. Проверкой было установлено, что после признания ТОО «Луневское» несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим в адрес администрации г.Орла были направлены уведомления <...> о передаче муниципальному образованию 7-ми квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Однако указанный дом в муниципальную собственность принят не был, в связи с тем, что конкурсный управляющий не представил документы, подтверждающие регистрацию права собственности ООО «<...>» на указанный дом. Затем <...> Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла было издано распоряжение о принятии в муниципальную собственность жилого дома, расположенного по адресу: <...> <дата> на основании заявления УМИЗ администрации г.Орла в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о принятии на учет указанного жилого дома, как бесхозяйного объекта недвижимого имущества. До настоящего времени дом в муниципальную собственность не принят, проверка технического состояния указанного жилого дома межведомственной комиссией не проведена. Указанный многоквартирный жилой дом находится в ненадлежащем техническом состоянии, поскольку в течение длительного времени не имеет управляющей организации, услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома жителям не оказываются. Проживание граждан в данном доме сопряжено с постоянной угрозой их жизни и здоровью, что было подтверждено проверкой, проведенной Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области по заключению которой жилой дом, расположенный по адресу: <...> не соответствует требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение по пункту №10 раздела 2 Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.
С учетом уточнения заявленных требований, прокурор просил суд:
обязать администрацию г.Орла принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г<...> по истечении месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию г. Орла и МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» после включения на основании судебного решения в Единый реестр муниципального имущества г.Орла жилого дома <...>, за счет бюджетных средств незамедлительно организовать проведение обследования жилого дома <...>, по результатам которого принять решение о его дальнейшем использовании.
К участию в деле в качестве соответчиков судом были привлечены Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла и муниципальное казенное учреждение «Управление коммунального хозяйства г. Орла».
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит решение суда отменить, как незаконное.
Приводит доводы о том, что суд неправомерно обязал администрацию г.Орла принять многоквартирный жилой дом в муниципальную собственность, поскольку статья 225 ГК РФ, устанавливающая процедуру принятия в муниципальную собственность бесхозяйного объекта недвижимости, является диспозитивной нормой и не обязывает, а только предоставляет право органу местного самоуправления, совершить действия по принятию таких объектов в муниципальную собственность.
Ссылается на то, что суд неправомерно обязанность по принятию в муниципальную собственность многоквартирного дома и включения его Единый реестр муниципального имущества г.Орла возложил на администрацию г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла, поскольку Управление муниципального имущества и землепользования является самостоятельным юридическим лицом.
Полагает, что суд неправомерно в решении сослался и на положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 №6-ФЗ, так как он утратил силу со дня вступления Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ и на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском уже не действовал.
Приводит довод о пропуске прокурором срока обращения в суд, в связи с тем, что Аверина Т.И., в интересах которой действовал прокурор при обращении в суд, знала о нарушенном праве с 2001 года, однако в суд с соответствующим заявлением по неустановленным причинам не обращалась.
Указывает, на незаконность вывода суда о возложении на администрацию г.Орла совместно с МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла», обязанности по проведению в течении двух месяцев, оценки соответствия жилого дома требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г., так как администрация г.Орла после принятия в собственность дома самостоятельно принимает решение о дальнейшем использовании муниципальной собственности. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено понятие «совместная обязанность».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах этих доводов законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из материалов дела усматривается, что Аверина Т.И. и ее несовершеннолетний сын Аверин О.В. зарегистрированы в квартире <...> Указанный дом до 2000 года находился на балансе ТОО «<...>».
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.02.2000 года ТОО «<...>» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.( Т.1 л.д.8-13)
На момент признания ТОО «Луневское» на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (утратил силу со дня вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), статьей 104 которого предусматривалось, что жилищный фонд социального использования, подлежит передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, путем направления конкурсным управляющим соответствующему органу местного самоуправления уведомления об этом. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагалась на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.
В ходе конкурсного производства конкурсным управляющим ТОО «Луневское» 19.01.2001г. и 27.09.2001г. в адрес администрации г.Орла были направлены уведомления о принятии в муниципальную собственность дома <...>, в связи с тем, что указанный объект располагаются на территории муниципального образования Город Орел, а ТОО «Луневское» признано банкротом. (Т.1 л.д.13,16,17)
23.01.2001г. мэром г.Орла, вопреки приведенным выше требованиям ст.104 Федерального закона от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в адрес конкурсного управляющего ТОО «Луневское» было направлено письмо об отказе в принятии вышеуказанного многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность, в котором также конкурсному управляющему было предложено принять меры по сносу указанного дома, и приведении прилегающей территории в надлежащее состояние. (Т.1л.д.15)
В то же время, <дата> мэром г.Орла на основании ст.104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и решения Арбитражного суда Орловской области от 23.02.2000 года о признании ТОО «<...>» банкротом было принято постановление № 2848 «О приеме в муниципальную собственность домов № 64 и № 66 по Московскому шоссе г. Орла», согласно которому указанные дома подлежали принятию в муниципальную собственность от конкурсного управляющего ТОО «Луневское» с инженерными сетями безвозмездно. (т.2 л.д.20).
Сведений об отмене данного постановления в материалах гражданского дела не имеется.
<дата> и.о. начальника Управления муниципального имущества и землепользования г. Орла ФИО9 было издано распоряжение № 607 «О принятии в муниципальную собственность жилого дома <...> (Т.1 л.д.27)
Вместе с тем, судом было бесспорно установлено, что постановление мэра г. Орла от 12.11.2001 года № 2848 исполнено не было и дом № 64 не принят в муниципальную собственность, так как в реестр муниципального имущества не включен.
Дом <...> в Реестре государственной собственности Орловской области, Реестрах федерального имущества и муниципального имущества г. Орла не значится, право собственности на квартиры в указанном доме ни за кем не зарегистрировано.
При этом на основании заявления администрации г. Орла 21.06.2011 года жилой дом <...> был принят на учет Управлением Росреестра по Орловской области как бесхозяйный объект недвижимости.(Т.1. л.д.28)
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами и не оспаривались сторонами.
Учитывая вышеизложенное, суд, установив, что дом <...>», который находился на балансе ТОО «Луневское», относится к жилищному фонду социального использования, однако администрация г.Орла уклоняется от принятия его в муниципальную собственность, правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав ответчиков совершить установленные законом действия и принять данный дом в муниципальную собственность в течение месяца со дня вступления решения в силу.
Кроме того, прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, заявлял требования об обязании проведения обследования жилого дома и принятии решения о его дальнейшем использовании.
Согласно п.2 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящим Положениям требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.
В соответствии с техническим паспортом на дом <...> он представляет собой одноэтажное шлакоблочное строение с деревянными перекрытиями, с печным отоплением общей площадью 190, 5 кв.м., включает в себя 5 квартир.
Управлением по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области по поручению прокуратуры Советского района г. Орла было проведено визуальное обследование строительных конструкций и конструктивных элементов дома <...> по результатам которого составлено заключение <...>, согласно которому при обследовании дома были выявлены многочисленные деформации фундамента, стен, несущих конструкций, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В соответствии с выводами обследования жилой дом <...> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно п. 10 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
Постановлением администрации г. Орла от 10.04.2006 года № 149 «О создании Орловской городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утверждены состав Орловской городской межведомственной комиссии и Положение, в соответствии с которым Орловская городская межведомственная комиссия создана при администрации г. Орла для организации деятельности для оценки и принятия решений на основании оценки о признании: помещения жилым помещением; жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
27.04.2012г. Орловской городской межведомственной комиссией была проведена оценка технического состояния указанного дома, однако процедура оценки не была завершена в связи с отсутствием заключения специализированной организации, проводящей обследование дома.
В судебном заседании представитель администрации г.Орла ФИО10, являющаяся членом Орловской городской межведомственной комиссии, суду пояснила, что межведомственная комиссия не имеет статуса самостоятельного юридического лица и может принять решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу только на основании заключения специализированной организации, то есть проектной организации, имеющей доступ к проведению обследования.
Учитывая необходимость проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией за счет средств бюджета муниципального образования, суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию г.Орла и МКУ «Управление коммунальным хозяйством г.Орла», созданного с целью осуществления управленческих функций в сфере обеспечения функционирования коммунального хозяйства г.Орла, обязанности по проведению оценки соответствия спорного жилого дома требованиям, установленным действующим законодательством для жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не усматривается, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены полно.
В апелляционной жалобе ответчика и не приведено доказательств о неправильном определении судом юридически значимых обстоятельств, влекущих отмену решения суда.
Вместе с тем, суд, правильно разрешив спор по существу, ошибочно в резолютивной части решения указал, что обязанность по принятию в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, следует возложить на администрацию г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, а обязанность по организации проведения оценки соответствия данного жилого дома установленным требованиям – на администрацию г.Орла совестно с МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла», тогда как Управление муниципального имущества и администрации г. Орла и МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» являются самостоятельными юридическими лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в пределах своей компетенции.
В связи с этим, судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в новой редакции об обязании администрации г.Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> и включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла, а также об обязании администрации г.Орла и МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого дома <...> в Единый реестр муниципального имущества г. Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома <...> установленным требованиям.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения Северного районного суда г.Орла от 7 августа 2012 года в следующей редакции:
«Исковое заявление прокурора Советского района г.Орла удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> включить его в Единый реестр муниципального имущества г. Орла.
Обязать администрацию г.Орла, МКУ «Управление коммунальных хозяйством г.Орла» в течение двух месяцев со дня включения жилого дома <...> в Единый реестр муниципального имущества г.Орла за счет средств городского бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома <...> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, по результатам которой принять решение о дальнейшем использовании дома».
Председательствующий: судья
Судьи