Дело № 7-189 Федеральный судья: Шекшуева О.Н. Р Е Ш Е Н И Е Судья Орловского областного суда Капустянская М.М. 16 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Орле слушала дело об административном правонарушении по жалобе Вепренцева Владимира Ивановича на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 12 ноября 2010 года, которым постановлено: «В удовлетворении жалобы Вепренцеву Владимиру Ивановичу отказать. Постановление административной комиссии администрации Орловского района Орловской области от 22 сентября 2010 года № 445 о привлечении Вепренцева Владимира Ивановича к административной ответственности на основании ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей оставить без изменения, жалобу Вепренцева В.И. без удовлетворения». Огласив жалобу на решение судьи, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Вепренцева В.И. и его защитника Милосердова О.В., поддержавших жалобу, возражение представителя административной комиссии Токмаковой О.С., судья Орловского областного суда У С Т А Н О В И Л А: Постановлением административной комиссии администрации Орловского района Орловской области от 22 сентября 2010 года № 445 Вепренцеву Владимиру Ивановичу на основании ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырех тысяч рублей. Вепренцев В.И. обратился в суд с жалобой на это постановление. В обоснование доводов жалобы указал, что ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» не содержит конкретного указания, позволяющего определить субъект административного правонарушения, его вину и формы вины, сведения о которых отсутствуют в протоколе и материалах дела. Указывал, что обязанность по заключению договора на право обслуживания маршрута возложена на перевозчика, а не на водителя. Ссылался на то, что Правилами дорожного движения не предусмотрена обязанность водителя иметь при себе и предъявлять договор на право перевозок по маршруту. Полагал, что 30.08.2010 г. и 31.08.2010 г. им было совершено одно длящееся административное правонарушение, поэтому административная комиссия должна была вынести одно постановление в отношении него, а не два. Судья принял указанное выше решение. Не согласившись с принятым решением, в своей жалобе Вепренцев В.И. ставит вопрос о его отмене, мотивируя тем, что ни административным протоколом, ни обжалуемым постановлением форма вины заявителя не определена, доказательства вины в материалах дела также отсутствуют. Полагает, что субъектом данного правонарушения он быть не может, т.к. обязанность по заключению договора на право обслуживания маршрута действующим законодательством на заявителя не возложена. Формально вины заявителя в совершении административного правонарушения по ст. 8.6. Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» не может быть. Ссылается на то, что Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения не предусмотрена обязанность водителя иметь при себе и предъявлять договор на право перевозок по маршруту. Субъект РФ не вправе расширить перечень документов, наличие которых является обязательным для водителя. Считает, что он был ненадлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того, указывает, что на момент рассмотрения 22 сентября 2010 года обжалуемого постановления за совершение им административного правонарушения 31 августа 2010 года этим же органом вынесено постановление № 433 за совершение Вепренцевым В.И. аналогичного административного правонарушения 30 августа 2010 года, хотя оба правонарушения должны рассматриваться как одно, поскольку заявитель продолжал рейсы не только 30.08.2010 года, но и 31.08.2010 года, когда был составлен протокол по настоящему делу, правонарушение является длящимся. Изучив материалы дела, считаю, что не имеется оснований для отмены решения судьи Орловского районного суда Орловской области от 12 ноября 2010 года. Согласно протоколу об административном правонарушении 57 АА 444059 от 31 августа 2010 года, Вепренцев Владимир Иванович, являясь водителем ИП Зарубина, управляя транспортным средством DЕМD FA ..., 31 августа 2010 года в 10 часов 35 минут в п. Тросна на маршруте 603 «Орёл-Кромы-Тросна-Железногорск» без договора на право обслуживания указанного маршрута, совершил правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения». Постановлением административной комиссии администрации Орловского района Орловской области от 22.09.2010 года № 445 Вепренцев В.И. на основании ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей (л.д. 5). В силу ст. 14 Закона Орловской области № 84-03 от 26 ноября 1998 года «Об организации обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Орловской области» во время работы на маршруте водитель автобуса должен иметь при себе дополнительно к документам, предусмотренным Правилами дорожного движения, лицензию (копию) на перевозку пассажиров; лицензионную карточку на транспортное средство; договор (копию) на право обслуживания маршрута регулярных пассажирских перевозок; паспорт (копию) регулярного маршрута; путевой лист с обязательными отметками о прохождении ежедневного медицинского осмотра водителя и технического осмотра транспортного средства; схему с указанием опасных мест на маршруте; расписание движения автобуса; билетную продукцию. Аналогичная норма закреплена статьёй 8 Положения о маршрутных пассажирских перевозках в г. Орле, утв. Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.08.2002 года, согласно которой во время работы на маршруте водитель транспортного средства должен иметь при себе дополнительно к документам, предусмотренным Правилами дорожного движения: - ксерокопию стандартной лицензии на перевозку пассажиров на коммерческой основе; - сервисную книжку (для транспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам, предпринимателям); - путевой лист с отметкой медицинского освидетельствования и технического состояния транспортного средства; - договор на право осуществления маршрутных пассажирских - свидетельство о прохождении стажировки на маршруте; - схему с указанием опасных мест на маршруте; - график движения транспортного средства; - билетную продукцию; - паспорт маршрута; - лицензионную карточку на транспортное средство. Отсутствие одного или более вышеперечисленных документов рассматриваются как нарушение настоящего Положения и Закона Орловской области «О маршрутных автотранспортных пассажирских перевозках в Орловской области» и являются основанием для привлечения водителя либо перевозчика в установленном порядке к ответственности. Статьёй 8.6 Закона Орловской области от 04 февраля 2003 года № 304-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» предусмотрено, что осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок на городских, пригородных и междугородных внутриобластных маршрутах без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления или органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере транспорта, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что такой договор с органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере транспорта у ИП Зарубина, который является работодателем Вепренцева В.И., оформлен (л.д. 7-9). Между тем, обязательное наличие у водителя автотранспортного средства при осуществлении регулярных пассажирских перевозок, в том числе автобусами, договора (копии) с организатором перевозок, предусмотрено вышеуказанными нормами права, поэтому отсутствие у Вепренцева В.И. на момент составления протокола об административном правонарушении договора (его копии), заключенного с организатором пассажирских перевозок образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения». Факт оказания Вепренцевым В.И. на момент проверки услуг по перевозке пассажиров автобусом по вышеназванному регулярному маршруту в отсутствии договора (копии), заключенного с организатором перевозок, подтверждается протоколом об административном правонарушении 57 АА 444059 от 31 августа 2010 года, в котором заявитель указал, что договор отсутствует и находится у хозяина автобуса, он (Вепренцев В.И.) неоднократно просил ИП Зарубина дать ему договор (л.д.18), содержание протокола не оспаривается заявителем. Принимая во внимание изложенное, суд пришёл к правильному выводу о том, что постановление административной комиссии администрации Орловского района Орловской области о привлечении к административной ответственности заявителя по ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» является законным и обоснованным, отказав Вепренцеву В.И. в удовлетворении жалобы. По изложенным основаниям доводы жалобы Вепренцева В.И. о том, что ни административным протоколом, ни обжалуемым постановлением форма вины заявителя не определена, доказательства вины в материалах дела отсутствуют, а также о том, что субъектом данного правонарушения он быть не может, т.к. обязанность по заключению договора на право обслуживания маршрута действующим законодательством на заявителя не возложена, являются несостоятельными. Доводы жалобы Вепренцева В.И. об отмене решения судьи по тем основаниям, что федеральное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень документов, наличие которых является обязательным для водителя, субъект РФ не вправе расширить перечень данных документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку Законом Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за осуществление маршрутных автотранспортных пассажирских перевозок на городских маршрутов без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления. Этот нормативный акт никем не оспорен, следовательно, является обязательным для исполнения на территории Орловской области. Ссылка в жалобе Вепренцева В.И. на то, что он был ненадлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела административной комиссией, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, т.к. из материалов дела видно, что административной комиссией администрации Орловского района Орловской области были приняты необходимые меры по надлежащему извещению заявителя о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении. Доводы жалобы Вепренцева В.И. о том, что на момент рассмотрения 22 сентября 2010 года обжалуемого постановления за совершение им административного правонарушения 31 августа 2010 года этим же органом вынесено постановление № 433 за совершение Вепренцевым В.И. аналогичного административного правонарушения 30 августа 2010 года, хотя оба правонарушения должны рассматриваться как одно, поскольку заявитель продолжал рейсы не только 30.08.2010 года, но и 31.08.2010 года, когда был составлен протокол по настоящему делу, являются необоснованными. Рассматриваемое правонарушение необходимо считать оконченным, поскольку за аналогичные действия Вепренцева 30 и 31 августа составлены два отдельных административных протокола. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Как усматривается из материалов дела, в отношении Вепренцева В.И. 30 августа 2010 года был составлен административный протокол 57 АА 444452 за совершение им 30 августа 2010 года административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» (л.д. 6, 36), тем самым совершенное Вепренцевым В.И. 30 августа 2010 года административное правонарушение было зафиксировано в протоколе. Однако, Вепренцев В.И., зная о том, что в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении (составлен протокол, копию которого он получил), вновь не выполняет обязанности, возложенные на него законом, то есть осуществляет маршрутные автотранспортные пассажирские перевозки на городских, пригородных маршрутах без документов, подтверждающих право работы на регулярном маршруте, в том числе без оформления соответствующего договора с органом местного самоуправления или органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере транспорта, тем самым совершает повторное административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», поэтому доводы жалобы и в этой части несостоятельны. Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ судья Р Е Ш И Л А: Решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, а жалобу Вепренцева В.И. об отмене решения – без удовлетворения. Судья Орловского областного суда М.М. Капустянская
перевозок;