статья 11.10 Закона Орловской области ` Об ответственности за административные правонарушения`



Дело № 7- 39 Федеральный судья: Карасев В.В.РЕШЕНИЕ

31 марта 2011 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Старцева С. А.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала дело

по протесту прокурора Железнодорожного района г. Орла

на решение Железнодорожного районного суда г. Орла

от 09 марта 2011 года, которым постановлено:

«Постановление административной комиссии при администрации Железнодорожного района администрации г. Орла от 24.02.2011 года № 380 о привлечении к административной ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» в отношении ФИО6 - оставить без изменения, а протест прокурора Железнодорожного района г. Орла - без удовлетворения».

Заслушав дело, судья

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением административной комиссии при администрации Железнодорожного района г. Орла от 24.02.2011 года № 380 ФИО6 привлечен к административной ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <...>, за то, что он, <дата> в 22 часа 50 минут разместил агитационные листовки на столбах городского электроосвещения по ул. <адрес> - в местах, не установленных для этих целей органами местного самоуправления.

Прокурором Железнодорожного района г. Орла принесен протест на указанное постановление, в котором он ставил вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО6. состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, поскольку ответственность за нарушение порядка размещения печатных агитационных материалов предусмотрена ч.2 ст. 5.12 КоАП РФ, в связи с чем ФИО6 не мог быть привлечен к ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», так как установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ относится к ведению РФ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В протесте прокурора Железнодорожного района г. Орла прокурор просит об отмене решения судьи, которым указанное постановление административной комиссии оставлено без изменений, и о прекращении производства по делу, ссылаясь на доводы аналогичные доводам ранее поданного протеста.

Кроме того, указывает, что санкция ст. 5.12 КоАП РФ является более мягкой по сравнению с санкцией ст. 11.10 закона Орловской области « Об ответственности за административные правонарушения», в связи с чем применение Закона Орловской области ухудшает положение лица привлекаемого к административной ответственности по сравнению с КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста прокурора, объяснения представителя административной комиссии при администрации Железнодорожного района г. Орла Ковальчук Н.А., нахожу его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях подпунктом 3 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что административная ответственность физических и юридических лиц может устанавливаться только данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и что привлекаемое к административной ответственности лицо может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Частями 1, 2 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан" от 12.06.02 г. № 67 ФЗ определено, что настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации

Согласно ст. 2 указанного Закона под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов установлены ст. 54 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан" от 12.06.02 г. № 67 ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 54 указанного Закона кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается ( часть 8).

Статьей 79 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

Таким образом, в силу приведенных норм права, административная ответственность за несоблюдение предусмотренного Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан" от 12.06.02 г. № 67-ФЗ порядка размещения агитационных материалов может быть установлена только на федеральном уровне и не может устанавливаться законом субъекта РФ.

В силу ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ предусмотрено, что размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей же 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» административная ответственность предусмотрена за нарушение порядка размещения информационных материалов.

Из материалов дела следует, что <дата>. в 22 ч. 50 мин. ФИО6., являясь кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов, разместил печатные агитационные материалы (листовки) на столбах городского электроосвещения по ул. <адрес> в связи с чем в отношении него 14.02.11 г. УУМ ОМ № 1 УВД по г. Орлу ФИО11. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.10 Закона Орловской области « Об ответственности за административные правонарушения».

Постановлением административной комиссии при администрации Железнодорожного района г. Орла от 24.02.11 г. № 380 ФИО6 привлечен к административной ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области « Об ответственности за административные правонарушения» и ему назначено наказание виде штрафа в размере <...>

Вместе с тем, из приведенных норм права следует, что размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов – составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности привлечения Серикова О. О. к административной ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», поскольку ответственность за нарушение порядка размещения печатных агитационных материалов предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

В соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Таким образом, поскольку квалификация вменяемого в вину ФИО6 правонарушения по ст. 11.10 Закона Орловской области « Об ответственности за административные правонарушения» является неправомерной и нарушает приоритет норм федерального законодательства перед нормами, установленными субъектом РФ, то обжалуемые решение суда и постановление административной комиссии подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО6 состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии при администрации Железнодорожного района администрации г. Орла от 24.02.11 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 11.10 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения» ФИО6. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 09 марта 2011 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО6 прекратить.

Судья Орловского

областного суда С. А. Старцева