СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО Ч.2 СТ.8.7 КОАП РФ.



Дело № 7-176 Федеральный судья: Рогожин Н.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Орловского областного суда Склярук С.А. 21 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г.Орле слушал дело об административном правонарушении по жалобе Позднякова Алексея Александровича на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 19 июля 2011 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 31.05.2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Позднякова Алексея Александровича оставить без изменения, а жалобу Позднякова Алексея Александровича – без удовлетворения».

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 31.05.2011г. Поздняков А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.

Поздняков А.А., не согласившись с данным постановлением о привлечении его к административной ответственности, подал на него жалобу в Орловский районный суд Орловской области, в которой просил об отмене постановления, в связи с отсутствием в его действиях состава вышеуказанного административного правонарушения.

Ссылался на то, что земельный участок, принадлежащий ООО «<...>», директором которого он является, относится к землям поселений, в связи с чем, требования земельного законодательства о проведений мероприятий по надлежащему содержанию сельскохозяйственный угодий, на него не распространяются, и правовых оснований для его привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.87 КоАП РФ не имелось.

Судьей постановлено указанное выше решение.

В обоснование рассматриваемой жалобы Поздняков А.А. указывает, что положения п.3 ч.1 ст.13 ЗК РФ, устанавливающие обязанность по проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, не распространяются на земельный участок, принадлежащий ООО «<...>», имеющий категорию «земли населенных пунктов», поскольку действие данных требований распространяются только на собственников земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Ссылается на то, что в настоящее время состояние земельного участка, принадлежащего ООО «<...>», не создает угрозы причинения вреда окружающей среде. Данный участок включен в границы Образцовского сельского поселения и согласно Генеральному плану застройки предусмотрен под жилищное строительство. В настоящее время рассматривается вопрос об изменении вида его целевого использования, в связи с чем его использование для сельскохозяйственных целей нецелесообразно.

Считает, что суд неправомерно не учел, что ст.12, ст.13, ст.42 ЗК РФ, предусматривающие меры по охране и пожарной безопасности земель, лесов, водных объектов, не устанавливают конкретного срока осуществления указанных мер.

Приводит довод о том, что постановление о его привлечении к административной ответственности является незаконным, поскольку полномочия Россельхознадзора в сфере земельных отношений не распространяются на земли, которые по целевому назначению включены в категорию «земли населенных пунктов», независимо от вида разрешенного использования земельных участков данной категории.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Полина М.С., защищавшего интересы Позднякова А.А. по доверенности, возражения представителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям по доверенности Полякова С.Н., полагаю, что решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 19 июля 2011 года является законным и обоснованным, а жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В силу ст.13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в частности: по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарника и иным растениям); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Указанные требования распространяются на все виды земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, независимо от того, отнесены ли они к предусмотренной ст.77 ЗК РФ категории: «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со с т.42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв от негативного воздействия хозяйственной деятельности и иной деятельности на природную среду.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Из материалов дела усматривается, что ООО «<...>» является собственником земельного участка общей площа­дью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования.

Генеральным директором ООО «<...>» является Поздняков А.А.

В ходе проведения прокуратурой Орловского района Орловской области в период с 3 по 4 мая 2011 года проверки исполнения ООО «<...>» земельного законодательства РФ и осмотра данного земельного участка было установлено, что на указанном земельном участке, предназначенном для сель­скохозяйственного использования, выявлен сухостой сорных растений: пастушья сумка, цикорий дикий, пырей ползучий, татарник колючий.

Также было установлено, что из-за наличия на земельном участке сорной растительности, он длительное время не подвергался глубокой обработке, о чем свидетельствовал верхний растительный слой, состоящий из покрова многолетних сорных растений.

Данные обстоятельства были подтверждены протоколом осмотра от <...> и актом проверки юридического лица от <...>. прокуратуры Орловского района Орловской об­ласти, фототаблицей земельных участков, и не оспаривались Поздняковым А.А. в суде.

Таким образом, из вышеизложенного усматривается, что ООО «<...>» не используя принадлежащий обществу земельный участок по целевому назначению, при этом не проводило мероприятия по сохранению почв и их плодородия, а также защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениям и древесно-кустарниковой растительностью, в связи с чем возможностью возгорания сухостойной растительности создавалась угроза причинения вреда окружающей среде и имуществу граждан.

При таких обстоятельствах, судьей сделан правильный вывод о наличии в действиях Позднякова А.А., как генерального директора ООО «<...>», имеющего возможность для соблюдения норм и стандартов действующего законодательства, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и в связи с этим обоснованно отказано в удовлетворении жалобы.

Доводы жалобы о том, что полномочия Россельхознадзора и требования земельного законодательства о проведений мероприятий по надлежащему содержанию сельскохозяйственный угодий не распространяются на земельный участок, принадлежащий ООО «<...>», поскольку он относится к категории земель: «Земли населённых пунктов», не может повлечь отмену решения, поскольку основан на неверном толковании законодательства, в виду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.23.15 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли).

Согласно п.1 Положения «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее Россельхознадзор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327 Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В силу п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.

Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Подпунктом 6 пункта 1 ст.85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

В силу п. 5.13 Положения «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327 Россельхознадзор осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

При этом в соответствии п.5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 №689, Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

а) выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений ч.1 ст.23.15 КоАП РФ в совокупности с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов к подведомственности Россельхознадзора и его территориальных органов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 в части административных правонарушений, совершенных в отношении всех земель предназначенных по своему целевому назначению для сельскохозяйственного использования, а не только в отношении конкретной категории земель, предусмотренной ст.77 ЗК РФ.

Ссылки в жалобе на то, что в настоящее время состояние земельного участка, принадлежащего ООО «<...>», не создает угрозы причинения вреда окружающей среде, а также что вид разрешенного использования данного участка планируется изменить для последующего использования в целях осуществления жилищного строительства, не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не имеют правового значения, в том числе, в виду того, что на момент вынесения вышеуказанного постановления о привлечении Позднякова А.А. к административной ответственности целевое назначение земельного участка в установленном порядке не изменялось.

Другим доводам, изложенным в жалобе, судьей Орловского районного суда уже была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 19 июля 2011 года оставить без изменения, а жалобу Позднякова А.А. – без удовлетворения.

Судья Орловского

областного суда С.А. Склярук