Судья: Горбунов И.А.
УСК: Червонная Т.М.
Нуждин В.Н. – докладчик
Мельников А.Н.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Оренбургского областного суда № 44у-22
г. Оренбург 23 января 2012 года
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего – Акулина О.С.,
членов президиума: Мишина Ю.В., Решетниковой Т.П.,
Акулова А.И., Капустиной Н.И.,
Петерс И.А., Сайтбурхановой Р.Х.,
рассмотрев надзорную жалобу осужденного Морозова А.А. на приговор Промышленного районного суда г. Оренбурга от 13 мая 2009 года, которым
Морозов А.А. , родившийся <данные изъяты>, ранее судимый 26 июня 2008 года Промышленным районным судом г. Оренбурга по ч. 1 ст. 327 УК РФ; ч. 3 ст. 327 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком 2 года;
осужден по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет без штрафа.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 26 июня 2008 года.
В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 26 июня 2008 года в виде 6 месяцев лишения свободы, по совокупности приговоров окончательно Морозову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев без штрафа с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчисляется с 13 мая 2009 года.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 16 июня 2009 года приговор от 13 мая 2009 года в отношении осужденного Морозова А.А. оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный Морозов А.А. просит отменить состоявшиеся судебные решения, уголовное дело в отношении него прекратить.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Бучневой О.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, объяснения адвоката Звенигородской Н.С., поддержавшей доводы надзорной жалобы, мнение заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В. об изменении судебных решений, президиум Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛ:
судом Морозов А.А. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства – кустарно изготовленного препарата из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин, массой 0,2052 грамма, совершенном группой лиц по предварительному сговору с осужденным этим же приговором М.Г.А.
Преступление совершено <данные изъяты> при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденный Морозов А.А. ходатайствует о пересмотре состоявшихся судебных решений, указывая, что постановлением президиума Оренбургского областного суда от 27 июня 2010 года из приговора, как доказательства вины М.Г.А. , исключены показания, данные им в ходе предварительного следствия в качестве свидетеля и подозреваемого, а также протокол очной ставки между ним и М.Г.А. , что является основанием для отмены приговора и прекращения уголовного преследования.
Президиум Оренбургского областного суда находит надзорную жалобу осужденного Морозова А.А. не подлежащей удовлетворению.
Вина осужденного Морозова А.А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре.
Из показаний свидетелей Г.В.А. , Ф.И.Ю. , Б.Е.Я. , П.В.Н. и Е.В.Е. – сотрудников УФСКН, усматривается, что с целью проверки оперативной информации о причастности М.Г.А. к незаконному сбыту наркотического средства – первитина, было принято решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» с участием в роли покупателя наркотических средств М.О.В. , которой в присутствии понятых выдали деньги в сумме <данные изъяты> для приобретения наркотического средства. М.О.В. через Д.А.В. созвонилась с М.Г.А. и договорилась о приобретении у него наркотического средства. Около торгового центра «Гулливер» к М.О.В. подошел М.Г.А. и они чем-то обменялись. После этого М.Г.А. был задержан. В ходе обыска у него были обнаружены и изъяты денежные средства в сумме <данные изъяты>, переданные М.О.В. для покупки наркотического средства, М.О.В. выдала шприц с жидкостью, приобретенный у М.Г.А. за указанную сумму денег.
Согласно показаниям свидетеля М.О.В. , она согласилась участвовать при производстве оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» в качестве покупателя наркотических средств у М.Г.А. В присутствии понятых <данные изъяты> она была досмотрена и ей были вручены деньги в сумме <данные изъяты>, предназначенные для приобретения наркотического средства. Вместе с сотрудниками она приехала на условленное место, где к ней подошел М.Г.А. , которому она передала деньги, а он ей передал медицинский шприц со светлой жидкостью, который впоследствии она выдала сотрудникам УФСКН.
Свидетели П.Т.В. и Т.Ю.В. подтвердили свое участие в оперативно-розыскном мероприятии в качестве понятых, подтвердив, что являлись очевидцами событий, о которых поясняли свидетели Г.В.А. , Ф.И.Ю., Б.Е.Я , П.В.Н. , Е.В.Е. и М.О.В. Из показаний свидетелей С.В.В. и К.Д.И. усматривается, что они в качестве понятых принимали участие при проведении личного досмотра задержанного М.Г.А. , у которого были обнаружены и изъяты деньги в сумме <данные изъяты>. При этом М.Г.А. пояснял, что данные деньги он получил от девушки по имени «О», которой он продал наркотическое средство – первитин, объемом 3 миллилитра.
Свидетель Д.А.В. пояснял, что регулярно приобретал у М.Г.А. наркотическое средство – первитин, по цене <данные изъяты> за 1 миллилитр. В феврале 2009 года он познакомился с девушкой по имени «О», которая попросила оказать помощь в приобретении наркотического средства - первитина. После этого он позвонил М.Г.А. и попросил последнего продать ему наркотическое средство – первитин, в количестве 3 миллилитров, при этом сказал, что за наркотическим средством придет девушка по имени «О». Потом он перезвонил М.О.В. и сообщил телефон М.Г.А.
Свидетели Ш.А.В. , И.Д.М. , Ю.Ю.В. , Т.А.А. и Ч.Д.П. поясняли, что неоднократно приобретали у М.Г.А. для личного употребления наркотическое средство – первитин, изготавливаемое братьями Морозовыми. Когда находились в гостях у Морозовых, они вместе употребляли наркотическое средство.
Кроме того, вина осужденного Морозова А.А. подтверждается его показаниями, данными в ходе предварительного следствия в качестве обвиняемого, с участием адвоката и проверенными в судебном заседании, согласно которым они вместе с М.Г.А. в своей квартире изготавливали наркотическое средство – первитин, для личного употребления и для сбыта. Согласно договоренности, сбытом наркотических средств занимался М.Г.А. , продавая наркотическое средство по цене <данные изъяты> за 1 куб. Полученные от сбыта наркотического средства деньги они делили между собой. Препараты для изготовления наркотических средств они приобретали на общие деньги. С продажи 1 куба наркотического средства М.Г.А. всегда отдавал ему <данные изъяты>. <данные изъяты> они изготовили 8 миллилитров раствора «первитина», после чего он с М.Г.А. и Л.Н. употребили по 1 кубу данного наркотического средства. Затем М.Г.А. пошел на встречу с девушкой, чтобы продать ей 3 миллилитра наркотического средства - первитина, но был задержан сотрудниками УФСКН.
Суд обоснованно взял за основу обвинительного приговора указанные показания Морозова А.А., и признал их допустимым доказательством, поскольку они последовательны, получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются с иными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания.
О наличии между осужденными М.Г.А. и Морозовым А.А. предварительного сговора на сбыт наркотического средства свидетельствует согласованность действий, дополняющих друг друга, которая подтверждается материалами уголовного дела, из которых усматривается, что между М.Г.А. и Морозовым А.А. имелась договоренность о совместном сбыте наркотического средства – первитина, деньги от продажи которого они делили поровну.
Действия осужденного Морозова А.А. судом верно квалифицированы по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения судебных решений в отношении Морозова А.А.
Согласно ст. 381 УПК РФ, основанием для изменения судебных решений являются такие нарушения УПК РФ, которые путем лишения или ограничения гарантированных прав участников судопроизводства, нарушения процедуры судопроизводства повлияли или могли повлиять на постановление законного приговора.
Из приговора усматривается, что суд в качестве доказательств вины Морозова А.А. в содеянном сослался в том числе на показания Морозова А.А., данные им в ходе предварительного следствия в качестве свидетеля и подозреваемого, в качестве обвиняемого от <данные изъяты>, а также на протокол очной ставки между Морозовым А.А. и М.Г.А.
Однако, согласно протоколу судебного заседания, указанные доказательства не были предметом исследования в судебном заседании, следовательно необоснованно приведены судом в приговоре в качестве доказательств вины Морозова А.А. в совершении преступления.
При таких обстоятельствах президиум областного суда считает необходимым исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание суда на протоколы данных следственных действий как на доказательство вины осужденного Морозова А.А. в совершении преступления.
Вносимые в судебные решения изменения не влияют на доказанность вины Морозова А.А. в совершении преступления, степень общественной опасности совершенного преступления и не влекут смягчения назначенного Морозову А.А. наказания, которое определено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 407, ст. 408 УПК РФ, президиум Оренбургского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу осужденного Морозова А.А. оставить без удовлетворения.
Приговор Промышленного районного суда г. Оренбурга от 13 мая 2009 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 16 июня 2009 года в отношении Морозова А.А. изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание суда на показания Морозова А.А., данные им в ходе предварительного следствия в качестве свидетеля и подозреваемого, в качестве обвиняемого от <данные изъяты>, а также на протокол очной ставки между Морозовым А.А. и М.Г.А. , как на доказательства вины осужденного Морозова А.А. в совершении преступления.
В остальной части судебные решения в отношении Морозова А.А. оставить без изменения.
Председательствующий О.С. Акулин