ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г. Оренбург «26» августа 2010 года
Оренбургский областной суд с участием присяжных заседателей в составе:
Председательствующего судьи Оренбургского областного суда Городкова А.В., присяжных заседателей
при секретаре Судаковой И.И.,
с участием государственного обвинителя, прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Ларионовой Н.М.,
подсудимого Громова А.А.,
защитника:
адвоката Тимошенко М.А.,
а также потерпевшего Б.В.Г., представителя потерпевшего адвоката Демьяненко Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оренбурге уголовное дело по обвинению:
Громова А.А.,
.
в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.126 ч.2 п.п. «д,з», 163 ч.3 п. «б», 105 ч.2 п.п. «в,з» УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 18 августа 2010 года подсудимый Громов А.А. признан виновным в том, что он, желая получить выкуп с родителей несовершеннолетнего Б.Н., 1996 года рождения, в 08.25 часов 23.10.2008 года обманным путем вывел последнего со двора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ----- г. Оренбурга», расположенной по ------- г. Оренбурга, и поместил в свой автомобиль -------, на котором впоследствии помимо его воли вывез Б.Н. в неустановленное нежилое помещение, где удерживал его, заклеив ему глаза и связав по рукам и ногам лентой скотч.
Обсудив последствия вердикта коллегии присяжных заседателей, исходя из установленных обвинительным вердиктом обстоятельств уголовного дела, содержания предъявленного обвинения и позиции государственного обвинителя, суд квалифицирует действия подсудимого Громова А.А. по ст.126 ч.2 п.п. «д,з» УК РФ (ред. 09.02.1999 года), как похищение человека, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего, из корыстных побуждений.
Как установлено вердиктом коллегии присяжных заседателей, Громов А.А. обманным путем умышленно, изъял малолетнего Б.Н. из места его пребывания -------, переместил его в иное место, где против его воли насильно удерживал.
Эти действия Громов А.А. совершил с целью получения выкупа от родителей Б.Н., то есть для получения положительной материальной выгоды.
Малолетний возраст 12-и летнего Б.Н. для Громова А.А. был очевиден.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 18 августа 2010 года подсудимый Громов А.А. также признан виновным в том, что он 23.10.2008 года в период времени с 09 часов до 13 часов в неустановленном органами следствия нежилом помещении желая лишить жизни ранее им похищенного и связанного малолетнего Б.Н., 1996 года рождения, неустановленным твердым тупым предметом нанес не менее двух ударов ему по голове, а затем задушил Б.Н. при помощи фрагмента черного двужильного электропровода с черной ПВХ изоляцией, потерпевшему также были причинены телесные повреждения в виде открытой непроникающей черепно-мозговой травмы, с вдавленными переломами свода черепа, кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга, не связанные с причиной смерти.
Обсудив последствия вердикта коллегии присяжных заседателей, исходя из установленных обвинительным вердиктом обстоятельств уголовного дела, содержания предъявленного обвинения и позиции государственного обвинителя, суд квалифицирует действия подсудимого Громова А.А. по ст. 105 ч.2 п. «в» УК РФ (ред. от 21.07.2004 года), как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, сопряженное с похищением человека.
Сдавливание органов шеи с большой физической силой электрическим проводом, с причинением механической асфиксии, вызвавшей смерть потерпевшего, однозначно, по убеждению суда, свидетельствует об умысле подсудимого на лишение жизни Б.Н.
Совершая убийство 12-летнего Б.Н., Громов А.А. бесспорно и однозначно, по убеждению суда, осознавал, что перед ним находится ребенок, который в силу своего возраста и связанного с этим физического состояния, не способен защитить себя и оказать сопротивление посягательству на свою жизнь, кроме этого потерпевший находился в связанном состоянии, в связи с предшествовавшим ранее похищением. Поэтому суд квалифицирует убийство, как совершенное в отношении лица, находящегося заведомо для виновного в беспомощном состоянии. Данное обстоятельство также установлено вердиктом коллегии присяжных заседателей.
Убийство Б.Н., помимо того, что он находился в беспомощном состоянии, было связано с его предшествовавшим похищением. Громов А.А. убил похищенного им ранее человека, в связи с чем суд усматривает в его действиях квалифицирующий признак ст. 105 ч.2 УК РФ – убийство, сопряженное с похищением человека.
В соответствии с позицией государственного обвинителя, как не нашедшее подтверждения в судебном заседании и не установленное вердиктом коллегии присяжных заседателей суд исключает из обвинения Громова А.А. по ст.105 ч.2 УК РФ обвинение в убийстве из корыстных побуждений, сопряженном с вымогательством.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей от 18 августа 2010 года подсудимый Громов А.А. также признан виновным в том, что он 23.10.2008 года в 13.51 и 15.21 часов в телефонных разговорах с Б.В.Г. высказывал последнему требования выплаты выкупа в размере 100000 евро взамен на освобождение похищенного ранее его сына Б.Н., 1996 года рождения, кроме этого в случае невыполнения требования о выкупе высказывал угрозы применения насилия в отношении похищенного ребенка.
Обсудив последствия вердикта коллегии присяжных заседателей, исходя из установленных обвинительным вердиктом обстоятельств уголовного дела, содержания предъявленного обвинения и позиции государственного обвинителя, суд квалифицирует действия подсудимого Громова А.А. по ст. 163 ч.3 п. «б» УК РФ (ред. от 08.12.2003 года), как вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия в целях получения имущества в особо крупном размере.
Как установлено вердиктом коллегии присяжных заседателей, Громов А.А. вымогал у отца похищенного Б.Н. – Б.В.Г. за освобождение похищенного ребенка деньги в сумме 100000 евро. Указанная сумма в соответствии с курсом валют, установленным Центральным банком РФ на 23.10.2008 года (т.7 л.д.205) составила 3463450 рублей, что в соответствии с примечаниями к ст.158 УК РФ является особо крупным размером.
Судом исследовался вопрос о вменяемости подсудимого.
Согласно заключению амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы № ----- от 16.12.2008 года (т.5 л.д.6-8), Громов А.А. вменяем, так как не страдает хроническим психическим расстройством, инкриминируемые действия совершил вне какого-либо временного психического расстройства, при этом не обнаруживал психотических расстройств, был в непомраченном сознании, сохранял ориентировку в окружающем, его действия носили целенаправленный характер, при этом он не был лишен возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В состоянии аффекта не находился.
С учетом проверенных данных о личности подсудимого, анализа его действий во время совершения преступлений и после, поведения на следствии и в судебном заседании, суд находит заключение экспертов психиатров обоснованным, а Громова А.А. – вменяемым.
Потерпевшим Б.В.Г. в ходе предварительного следствия был заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда в сумме 4000 000 рублей в связи с причиненными ему нравственными страданиями, связанными с похищением и убийством его сына (т.2 л.д.16-18), который он и государственный обвинитель поддержали в судебном заседании.
В соответствии со ст.ст. 151,1099-1101 ГК РФ суд считает, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению, исходя из тех нравственных переживаний, которые перенес отец убитого малолетнего Б.Н. – потерпевший Б.В.Г. в связи с похищением и убийством сына, степени вины подсудимого, а также в соответствии с принципами разумности, соразмерности и справедливости с учетом материального положения подсудимого в размере 1000000 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с подсудимого Громова А.А.
Потерпевшим Б.В.Г. В соответствии со ст.ст.15, 1064, 1094 ГК РФ на следствии (т.2 л.д.16-18) был заявлен гражданский иск, связанный с суммой ущерба, вызванного затратами на похороны сына, а также на участие в деле представителя, уточненный в судебном заседании, о возмещении материального ущерба в сумме 102 000 рублей, который он и государственный обвинитель поддержали в судебном заседании. В суд были предоставлены документы, подтверждающие сумму понесенного ущерба (т.2 л.д.19-21, приобщенные документы).
Обсуждая данные исковые требования, суд находит их обоснованными, а гражданский иск о возмещении материального ущерба в соответствии со ст. 15, 1064, 1094 ГК РФ подлежит удовлетворению в полном объеме. Указанная сумма подлежит взысканию с подсудимого Громова А.А.
В соответствии со ст.ст. 131,132 УПК РФ с подсудимого Громова А.А. подлежат взысканию процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, оказывавшего юридическую помощь в судебном заседании по назначению коллегии адвокатов, в сумме 32940 рублей. Данная сумма подлежит взысканию с подсудимого в доход государства.
Обсуждая вопрос о судьбе вещественных доказательств, суд принимает решение об уничтожении вещественных доказательств, пришедших в негодность и не имеющих материальной ценности, возврате иных предметов по принадлежности, хранении ряда предметов и документов при уголовном деле, обращении в доход государства сотового телефона «-------».
При назначении наказания подсудимому суд, исходя из требований ст.60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, личность Громова А.А., его роль в ходе совершения преступлений и обстоятельства, влияющие на наказание.
Согласно вердикта присяжных заседателей подсудимый признан не заслуживающим снисхождения при назначении наказания за совершённые им преступления.
Громов А.А. ранее судим, преступления, относящиеся в соответствии со п. «а» ч.1 ст.63 УК РФ учитывается в качестве обстоятельства отягчающего наказание (т.8 л.д. 184-186,188-189,191,194-195,197).
Громов А.А. на момент ареста нигде не работал, уклонялся от отбывания наказания в виде исправительных работ, которыми постановлением ------- районного суда г. Оренбурга было заменено наказание в виде лишения свободы по предыдущим приговорам, отрицательно характеризуется по месту жительства, по месту обучения в вузе, положительно по месту отбытия наказания в виде лишения свободы, месту содержания под стражей, по месту предшествующей работы в ------- удовлетворительно по месту обучения в средней школе, в судебном заседании к материалам уголовного дела приобщены положительные характеристики по одному из мест предшествовавшего проживания подсудимого (т.8 л.д.200,203,205,208,211,213, 217, приобщенные документы).
В материалах уголовного дела имеется документ, именуемый «явка с повинной» (т.8 л.д.149-151). Однако суд не признает в качестве обстоятельства смягчающего Громову А.А. наказание явку с повинной, так как приведенная выше явка была написана им уже в органах милиции спустя более чем 5 месяцев после его задержания по подозрению в совершении преступлений в отношении Б.Н.. Кроме этого в «явке с повинной» Громов А.А. ничего не признает и не раскаивается в содеянном, а пояснят, что все преступления в отношении Б.Н. совершил не он, а другие лица. То есть этими «явками» Громов А.А. вводит органы следствия в заблуждение, а не содействует раскрытию преступления.
Суд отмечает, что совершение преступлений в отношении Б.Н. именно Громовым А.А. установлено вердиктом коллегии присяжных заседателей.
В соответствии с п. «г» ч.1 ст.61 УК РФ в качестве обстоятельства смягчающего наказание суд признает в отношении Громова А.А. наличие у него на иждивении малолетнего ребенка (т.8 л.д.181).
В соответствии с п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ в качестве обстоятельства смягчающего наказание суд признает в отношении Громова А.А. активное способствование раскрытию и расследованию преступления, так как им в ходе следствия было указано место нахождения трупа похищенного и убитого Б.Н., место нахождения мобильного телефона, с которого велись переговоры о передаче выкупа с потерпевшим, место нахождения приобретенных сим-карт сотовой связи, записки и диска с видеозаписью похищенного мальчика.
Совершение Громовым А.А., имеющим две непогашенные судимости, в период неотбытого наказания по двум предыдущим приговорам трех дерзких особо тяжких преступлений, в том числе связанных с похищением и убийством малолетнего ребенка, свидетельствует об его устойчивой криминальной наклонности и особой общественной опасности его личности, требующими назначения ему единственного справедливого наказания в виде пожизненного лишения свободы.
Однако с учетом наличия по делу в отношении подсудимого Громова А.А. смягчающих наказание обстоятельств и, в частности, активного способствования раскрытию и расследованию преступления суд считает возможным не применять в отношении него при назначении наказания положения ст.56 УК РФ.
Оснований к применению положений, предусмотренных ст.ст.64,73 УК РФ суд не усматривает, как не усматривает и оснований к принятию по делу решения в порядке ст. 348 ч.ч.4,5 УПК РФ.
Так как Громов А.А. совершил три особо тяжких преступления в период отбытия наказания по приговору от 17.05.2007 года, суд назначает наказание по правилам, предусмотренным ст.70 УК РФ.
Изложенные выше сведения, характеризующие личность подсудимого Громова А.А., как личность с устойчивыми общественно опасными интересами, свидетельствующие о его особой общественной опасности, позволяют суду при назначении наказания назначить к отбытию части срока наказания тюрьму.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным не назначать подсудимому Громову А.А. дополнительного наказания, предусмотренного санкцией ст. 163 ч.3 УК РФ – штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.348,350,351 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л:
Громова А.А. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 163 ч.3 п. «б» (ред. 08.12.2003 года), 105 ч.2 п. «в» (ред. 21.07.2004 года), 126 ч.2 п.п. «д,з» (ред. 09.02.1999 года) УК РФ.
Назначить ему наказание:
по ст. 105 ч.2 п. «в» УК РФ (ред.21.07.2004 года) – двадцать лет лишения свободы;
по ст.126 ч.2 п.п. «д,з» УК РФ (ред.09.02.1999 года)– десять лет лишения свободы;
по ст.163 ч.3 п. «б» УК РФ (ред.08.12.2003 года) – десять лет лишения свободы без штрафа.
На основании ст.69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить двадцать пять лет лишения свободы без штрафа.
На основании ч.1 ст.71 УК РФ, по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору ------- районного суда Оренбургской области от 17.05.2007 года окончательно назначить двадцать пять лет шесть месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием первых пятнадцати лет в тюрьме, а остального срока в исправительной колонии строгого режима, исчисляя срок наказания с 28.10.2008 года.
Зачесть Громову А.А. время содержания под стражей с 28.10.2008 года до вступления настоящего приговора в законную силу в срок отбывания наказания в тюрьме.
Меру пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу Громову А.А. оставить без изменения.
Взыскать с Громова А.А. в счет компенсации морального вреда в пользу Б.В.Г. один миллион рублей в соответствии со ст.ст. 151,1099-1101 ГК РФ.
Взыскать с Громова А.А. в счет возмещения материального ущерба в пользу Б.В.Г. 102 000 рублей в соответствии со ст.ст.15, 1064, 1094 ГК РФ.
Взыскать с Громова А.А. в доход государства процессуальные издержки в сумме 32940 рублей в соответствии со ст. 131, 132 УПК РФ.
Вещественные доказательства по делу: три фрагмента кирпичей, полипропиленовый мешок, фрагменты липкой ленты скотч с трупа Б.Н., марлевые тампоны и биологические образцы с трупа Б.Н., электропровод черного цвета с петлей, три листа бумаги с надписями, два листа бумаги с надписями по школьной программе, два полиэтиленовых пакета, фрагмент линолеума, образцы грунта, обивку чехлов сидений, четыре сим-карты сотовой связи – уничтожить;
автоаптечку, насос, чемодан с инструментами, футляр с инструментами, связку ключей от автомобиля -------, напольные коврики, тапочки резиновые, две пары туфель, джинсы, свитер, майку, носки, костюм резиновый, два комплекта раций с наушниками, две пары резиновых сапог – оставить у Г.А.Э.;
три молотка, сотовый телефон «-------» , туфли, принадлежащих Громову А.А., кроссовки, одежду Громова А.А. (куртка черная короткая, куртка пуховик, куртка и брюки синего цвета, свитер) – передать Г.А.Э.;
одежду Б.Н. (брюки, куртку, безрукавку, рубашку, ботинки, спортивные брюки, футболку, носки), три ключа на цепочке, - передать Б.В.Г.;
мобильный телефон «-------» и аккумуляторную батарею – обратить в доход государства;
компакт диск в футляре, записку – хранить при деле;
системный блок персонального компьютера оставить у Д.И.В.;
мобильный телефон «-------» и зарядное устройство к нему возвратить Б.А.И.;
договора об оказании услуг сотовой связи, распечатки телефонных переговоров – хранить в материалах уголовного дела;
журнал, содержащий личные данные родителей воспитанников детского сада № ----- – возвратить МДОУ «Центр развития ребенка № -----»;
видеокассету с записью № ----- возвратить в СО по г. Оренбургу СУ СК при прокуратуре РФ по Оренбургской области.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ через Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в случае подачи им кассационной жалобы осужденный вправе заявить в течении 10 суток со дня вручения ему копии приговора, а в случае обжалования приговора другими участниками процесса – в течении 10 суток со дня вручения ему копии кассационной жалобы или кассационного представления, затрагивающих его интересы. Осужденный также вправе поручать осуществление своей защиты в суде кассационной инстанции избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом кассационной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий, судья
Оренбургского областного суда А.В. Городков