кас. определение № 22-2740/2010



Судья Будник Е.М. Дело № 22-2740/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 05 августа 2010 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего Черновой С.А.

судей Нуждина В.Н., Сорокина В.И.

при секретаре Иваничевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы осужденного Тукабаева Ж.Ж. на приговор ... суда ... Оренбургской области от 22.06.2010г, которым

Тукабаев ФИО11, Сумма обезличена года рождения, уроженец ... района ..., гражданин ... образование ... русским языком владеющий, ... зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ..., постоянного места жительства в ... не имеющего, судимости не имеющего,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Черновой С.А., объяснения осужденного Тукабаева Ж.Ж. и адвоката Алекринцева Д.В., поддержавших кассационные жалобы, мнение прокурора Курлыкова М.А., просившего приговор оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Судом Тукабаев Ж.Ж. признан виновным в совершении 01.10.2009 года убийства женщины по имени ФИО12 т.е. умышленного причинения смерти другому человеку, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Тукабаев Ж.Ж., свою вину признал.

В кассационных жалобах осужденный Тукабаев Ж.Ж. не согласился с приговором, полагая, что он является незаконным и необоснованным. Указывает, что на предварительном следствии давал показания под физическим и психологическим воздействием, без участия защитника. Считает, что его задержание было проведено с нарушением норм УПК РФ.

Указывает, что на его одежде не обнаружено следов крови, а также не обнаружено никаких его следов на месте совершения преступления.

Свидетель ФИО6 дал ложные показания, так как ни его, ни данного свидетеля не было в день совершения преступления.

Просит приговор отменить, материалы дела направить на новое судебное рассмотрение.

В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Карякин А.В. полагает, что приговор является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Виновность Тукабаева Ж.Ж. в совершении деяний, указанных в приговоре, подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных в судебном заседании, которым дана верная юридическая оценка.

С доводами осужденного о том, что он непричастен к совершению преступления, судебная коллегия согласиться не может.

Из показаний Тукабаева Ж.Ж., данных им на предварительном следствии с участием защитника, усматривается, что в начале октября 2009 года, около 19.00 часов, он находился в лесопосадке за ... со своими знакомыми: ФИО13, распивали спиртные напитки. Около 23.00 часов у них закончились сигареты, и Тукабаев Ж.Ж. пошел за ними в магазин, а когда вернулся, увидел, что ФИО14 сидит на земле и закрывает лицо руками. Через некоторое время «Сумма обезличена сказали, что хотят с ним поговорить и отвели на 20 – 30м. в сторону. Там, ничего не говоря, ФИО15 нанес ему удар ногой в живот, он упал, ФИО16 присел к нему и сказал, что он должен пойти и избить ФИО17 для того чтобы она не заявила на них в милицию. Причину не объяснял. Он предположил, что ФИО18 изнасиловали, так как она плакала, волосы были растрепаны, а одежда расстегнута. Побоявшись своих знакомых, он пошел к ФИО19 ФИО20 ушли и больше в тот день он их не видел. Он подошел к ФИО21 и ударил правой ногой в область шеи. От удара она упала на правый бок и начала стонать. Затем он бил ФИО22 в живот и в голову. Бил меньше минуты, нанес не менее 20 ударов. ФИО23 не кричала, какого-либо сопротивления не оказывала. Когда он перестал ее бить, она начала кричать, что напишет на него заявление в милицию и его «посадят». Он испугался этого, поднял кирпич и ударил им около четырех ФИО24 по голове. После первого удара ФИО25 закричала, затем, как ему показалось, потеряла сознание. После этого он перевернул ее лицом вниз и продолжил наносить удары кирпичом по голове, дергал за волосы. Бил в область затылка широкой стороной кирпича. Объяснить свои действия не может. Удары наносил на протяжении 10 минут. После этого ему стало плохо, он встал, выбросил кирпич, развернулся и ушел. Сам он помимо указанных действий ничего более не делал (т.1л.д. 163-168).

Будучи допрошенным на стадии предварительного следствия 29.10.2009 года, в качестве обвиняемого, в присутствии своего защитника Тукабаев Ж.Ж. вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ признал полностью, показания данные в качестве подозреваемого от 28.10.2009 года подтвердил в полном объеме (т.1,л.д.171-176).

Будучи дополнительно допрошенным 09.12.2009 года, 18.02.2010года и 01.03.2010года в качестве обвиняемого, в присутствии своего защитника Тукабаев Ж.Ж. свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, признал. При этом дополнил, что когда он вернулся на поляну, примерно через 40-50 минут, там находились ФИО26, которая сидела на земле, закрыв лицо руками, и как он понял, плакала. Он отошел ФИО27 «ФИО28 в сторону, по дороге ФИО29 сказал, что он должен успокоить ФИО30. Точную интонацию сказанного он вспомнить не может, но каким именно образом он должен был это сделать ФИО31 не пояснил, избивать или убивать ФИО32 не говорил. Про изнасилование он сделал вывод сам, так как другой причины, по которой ФИО33 могла плакать, не предполагал. Насчет резаной раны на шее у ФИО34 и термического ожога на пояснице пояснить ничего не может. Сотовый телефон в сумочке ФИО35 он видел, но не брал (т.1л.д.177-182, 183-186, 189-192).

Свои показания обвиняемый Тукабаев Ж.Ж. подтвердил в ходе проверки показаний на месте от 30.10.2009года, протокол которой в судебном заседании оглашен с согласия сторон /т.1л.д.197-205/.

После оглашения показаний Тукабаев Ж.Ж. в судебном заседании подтвердил свои показания на предварительном следствии в полном объеме.

Кроме того, вина Тукабаева Ж.Ж. в совершении деяний, указанных в приговоре, подтверждается показаниями свидетелей: ФИО9, ФИО8, ФИО6, а также протоколами осмотра места происшествия, протоколом выемки, заключениями экспертов.

Из заключения эксперта Номер обезличен от 27.10.2009 года следует, что при исследовании трупа женщины в возрасте 25-30 лет, личность которой не установлена, обнаружены следующие телесные повреждения: раны, ссадины, кровоподтеки лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы, перелом нижней челюсти справа, оскольчатый перелом свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в вещество и желудочки головного мозга.

Все перечисленные телесные повреждения образовались прижизненно, в срок незадолго до наступления смерти, в результате не менее семи ударов по голове твердым тупым предметом со значительной силой, которые вызвали тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, и сами по себе явились причиной смерти. Вывод о причине смерти основывается на несовместимости с жизнью имевшейся у пострадавшей черепно-мозговой травмы. Между перечисленными тяжкими телесными повреждениями и наступившей смертью имеется прямая причинно-следственная связь.

Обнаруженные при экспертизе раны на шее, руках и правой ягодицы образовались прижизненно, в срок незадолго до наступления смерти, от действия твердого предмета, имевшего острую кромку. Не имеют морфологических признаков опасности для жизни и обычно у живых людей подобные повреждения квалифицируются как легкий вред здоровью.

Обнаруженные кровоподтеки и ссадины на туловище, руках и ногах образовались прижизненно, в срок незадолго до наступления смерти от неоднократного действия твердого тупого предмета, не имеют морфологических признаков опасности для жизни и обычно у живых людей подобные повреждения не влекут здоровья.

Рана в правой поясничной области образовалась прижизненно, в срок незадолго до наступления смерти от действия высокой температуры, не имеет морфологических признаков опасности для жизни и обычно у живых людей подобные повреждения не влекут вреда здоровью. Все вышеперечисленные телесные повреждения образовались в короткий промежуток времени, определить последовательность их образования не представляется возможным. Учитывая количество и локализацию телесных повреждений, образование их при падении с высоты собственного роста, при падении с ускорением, а также при неоднократном падении исключается. Каких либо повреждений в проекции половых органов и анального сфинктера не обнаружено. При судебно-химическом исследовании крови от трупа этиловый алкоголь не обнаружен (т.2л.д. 35-40).

Требования статей 87, 88 УПК РФ судом не нарушены, поскольку все исследованные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, являются допустимыми, достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела.

Таким образом, доводы осужденного о том, что суд необоснованно в основу обвинения положил ложные показания свидетеля ФИО6, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, данный свидетель был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Доводы осужденного о том, что он на предварительном следствии давал показания без участия защитника под физическим и психологическим давлением, являются необоснованными.

Из представленных материалов следует, что Тукабаев Ж.Ж. на предварительном следствии был допрошен в соответствии с требованиями УПК РФ с участием защитника, каких-либо данных, объективно подтверждающих оказание на Тукабаева Ж.Ж. физического или психологического давления со стороны правоохранительных органов, не усматривается.

Исходя из изложенного, оснований для признания показаний Тукабаева Ж.Ж., данных им в ходе следствия, недопустимыми доказательствами, о чем поставлен вопрос в жалобе, не имеется.

Анализируя материалы дела, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно пришел к выводу о том, что Тукабаев Ж.Ж., нанес с достаточной силой множество ударов руками и ногами, а равно кирпичом в область головы, шеи, туловища и конечностей потерпевшей, то есть в жизненно важные органы, при этом он осознавал, что совершает деяние опасное для жизни другого человека, предвидел возможность наступления смерти потерпевшей и сознательно допускал наступление смерти. Между действиями подсудимого и смертью потерпевшей имеется прямая причинная связь.

Множественные телесные повреждения в виде кровоподтеков ссадин туловища, рук, ног, не имеющих морфологических признаков опасности для жизни, а также ран, ссадин, кровоподтеков лица, кровоизлияний в мягкие ткани головы, перелома нижней челюсти справа, оскольчатого перелома свода и основания черепа, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку, в вещество и желудочки головного мозга свидетельствуют о множественности нанесенных потерпевшей ударов и о их значительной силе, что указывает о направленности умысла Тукабаева Ж.Ж. именно на убийство женщины.

Об умысле на убийство свидетельствует и поведение Тукабаева Ж.Ж. после совершения преступления - подсудимый перестал наносить удары только тогда, когда погибшая фактически перестала подавать признаки жизни.

Суд, по мнению судебной коллегии, полно, всесторонне и объективно исследовал собранные доказательства, дал им надлежащую оценку, и обоснованно пришел к выводу о виновности Тукабаева Ж.Ж. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Свои выводы суд мотивировал, изложил в приговоре, и судебная коллегия находит их убедительными.

Доводы осужденного о том, что его задержание было проведено с нарушением норм УПК РФ, являются несостоятельными.

Из представленных материалов следует, что требования ст. 91-92 УПК РФ при задержании Тукабаева Ж.Ж. нарушены не были. Протокол задержания Тукабаева Ж.Ж. составлен 27.10.2009г в 15ч. Тукабаев был согласен со временем своего фактического задержания, о чем свидетельствует его подпись в протоколе задержания / т.1л.д. 154-155/.

При таких обстоятельствах оснований для отмены приговора, о чем настаивает осужденный, не имеется.

При решении вопроса о виде и размере наказания Тукабаеву Ж.Ж., судом учитывались данные о его личности, смягчающие его ответственность обстоятельства, к которым суд отнес активное способствование раскрытию и расследованию преступления, признание вины, раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание Тукабаеву Ж.Ж., суд не усмотрел, что нашло отражение в приговоре.

Обоснованно учитывал суд характер и степень общественной опасности совершенного преступления, отнесенного законом к категории особо тяжких преступлений, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Требования статей 60, 62 УК РФ судом не нарушены, назначенное Тукабаеву Ж.Ж. наказание является соразмерным, справедливым и оснований считать его излишне строгим, судебная коллегия не находит.

Исключительных обстоятельств, дающих основания для применения в отношении осужденного Тукабаева Ж.Ж. положений статьи 64 УК РФ о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб осужденного Тукабаева Ж.Ж.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор ... суда ... Оренбургской области от 22 июня 2010 года в отношении Тукабаева ФИО36 оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи