Кассационное определение №22-1080/2011



Судья Иноземцева И.В. дело № 22-1080/2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего Червонной Т.М.

судей областного суда Труновой Е.А., Скребковой Т.П.

при секретаре Асессорове Д.Г.

17 марта 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу Червонной Т.М., по кассационной жалобе осужденного Назарова В.Ф. на постановление Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2010 года об отказе в условно-досрочном освобождении НАЗАРОВА <данные изъяты><данные изъяты>, ранее судимого, о с у ж д е н н о г о 20.05.1993 года военным судом Дальневосточного военного округа с учетом постановления Соль-Илецкого районного суда от 28.11.2007 года по п.п. «а, б» ч. 1 ст. 222 УК РФ, ст. 191.2 УК РСФСР, п.п. «в, е, з, и» ст. 102 УК РСФСР к смертной казни, Указом Президента РФ от 09.01.1999 года смертная казнь Назарову В.Ф. заменена пожизненным лишением свободы;

У С Т А Н О В И Л А:

осужденный Назаров В.А. обратился в суд с ходатайством, в котором просит освободить его от назначенного судом наказания условно-досрочно.Наказание в виде пожизненного лишения свободы ему было назначено приговором военного суда Дальневосточного военного округа 20 мая 1993 года за преступления, которые он совершил в 1992 году, в период действия УК РСФСР в редакции от 18.03.1992 г.

Суд, рассмотрев по существу заявленное ходатайство об освобождении от наказания в виде пожизненного лишения свободы условно-досрочно – отказал.

С решением, принятым судом, не согласен Назаров В.Ф. и в своей кассационной жалобе просит постановление суда изменить, его ходатайство об условно-досрочном освобождении удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановление суда законным и обоснованным.

Из материала видно, что Назаров В.Ф. осужден приговором военного суда Дальневосточного военного округа 20 мая 1993 года за преступления, которые он совершил в 1992 году с учетом постановления Соль-Илецкого районного суда от 28.11.2007 года по п.п. «а, б» ч. 1 ст. 222 УК РФ, ст. 191.2 УК РСФСР, п.п. «в, е, з, и» ст. 102 УК РСФСР к смертной казни.

Таким образом, Назаров В.Ф. был приговорен к исключительной мере наказания – смертной казни по Уголовному Кодексу, действующему на момент вынесения приговора и предусматривающему данное наказание.

Указом Президента РФ от 09.01.1999 г. смертная казнь Назарову В.Ф. была заменена на пожизненное лишение свободы.

В кассационной жалобе Назаров В.Ф. указывает, что при рассмотрении вопроса о его условно-досрочном освобождении к нему должны быть применены положения УК РСФСР, а именно ч. 1 ст. 24 УК РСФСР, согласно которой лишение свободы устанавливается за особо тяжкие преступления, за преступления, повлекшие особо тяжкие последствия на срок – не свыше пятнадцати лет. Данный срок он уже отбыл. Считает, что у суда имеются основания для его условно-досрочного освобождения от наказания.

В силу ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.

Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что уголовный закон, смягчающий или иным образом улучшающий положение осужденного имеет обратную силу, а значит, может быть применён в отношении него, так как он отбыл наказание свыше 15 лет (как это было предусмотрено ч. 1 ст. 24 УК РСФСР в редакции от 18.03.1992 г.) нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм уголовного закона, так как согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы.

Нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления суда не усматривается.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться со ссылкой суда первой инстанции при приведении мотивов обоснования отказа в удовлетворении ходатайства на ст. 53.1 УК РСФСР, согласно которой, к лицу, осужденному за умышленное убийство (ст. 102 УК РСФСР), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника в связи с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка (статья 191.2 УК РСФСР); а также к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии – условно-досрочное освобождение от наказания не предусматривалось, а по этой причине осужденный не может быть освобожден от наказания, поскольку указанная ссылка противоречит требованиям ст. 10 УК РФ.

Основной причиной отказа в условно-досрочном освобождении является то, что в отношении Назарова, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы, действуют нормы закона о необходимости отбытия наказания не менее 25 лет лишения свободы.

При таких обстоятельствах, указанная ссылка подлежит исключению из обжалуемого постановления суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

исключить из постановления Соль-Илецкого районного Оренбургской области от 15 декабря 2010 года ссылку суда на ст. 53.1 УК РСФСР в остальной части это же постановление суда об отказе в условно-досрочном освобождении НАЗАРОВА <данные изъяты> – оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части постановления суда указание на то, что «ст. 53.1 УК РСФСР, к лицу осужденному за умышленное убийство (ст. 102 УК РСФСР), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника в связи с их служебной или общественной деятельностью по охране общественного порядка (статья 191.2 УК РСФСР); а также к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии – условно-досрочное освобождение от наказания не предусматривалось».

Председательствующий

Судьи областного суда