... ... ... ... | ... |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 44г-58
президиума Оренбургского областного суда
г. Оренбург « 4 » октября 2010 года
Президиум Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Акулина О.С.,
членов президиума: Капустиной Н.И., Мишина Ю.В., Петерс И.А., Решетниковой Т.П., Сайтбурхановой Р.Х.,
рассмотрел представление прокурора Оренбургской области на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 21 января 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 марта 2010 года по делу по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области к администрациям муниципальных образований Задорожный сельсовет, Логачёвский сельсовет, Погроминский сельсовет, Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А., выслушав прокурора Оренбургской области Ткачева И.В., поддержавшего доводы представления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд с указанным выше иском к администрации муниципального образования Задорожный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в защиту неопределённого круга лиц, указав, что на территории этого муниципального образования имеется гидротехническое сооружение-плотина, расположенное на овраге Ганевич у села Крылова Тоцкого района Оренбургской области, которое на балансе ни у кого не состоит, собственника не имеет, то есть является бесхозяйным. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения (далее ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.
В соответствии с п.п. 8, 23, 26 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относят участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Бездействие ответчика в отношении указанного выше бесхозяйного гидротехнического сооружения создает угрозу выхода из строя этого сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, с причинением значительного материального ущерба гражданам поселения и инфраструктуре поселения в целом.
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Задорожный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с содержанием и оборудованием гидротехнического сооружения – плотины, расположенной на территории данного муниципального образования на овраге Ганевич у села Крылова Тоцкого района Оренбургской области, обязать ответчика обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке указанного объекта на учёт в качестве бесхозяйного, а в дальнейшем – в суд с просьбой о признании права муниципальной собственности на него.
Аналогичные требования были предъявлены прокурором к администрации муниципального образования Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в отношении плотины, расположенной на речке Малая Погромка, в 0,7 км юго-западнее села Казанка Тоцкого района Оренбургской области; к администрации муниципального образования Погроминский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в отношении плотины, расположенной на балке Медвежья, в 3 км южнее села Погромное Тоцкого района Оренбургской области; к администрации муниципального образования Логачёвский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в отношении плотины, расположенной на речке Большая Погромка, в 1,5 км южнее села Логачёвка Тоцкого района Оренбургской области.
Определением судьи Тоцкого районного суда Оренбургской области от 18 декабря 2009 года дела по названным выше искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 21 января 2010 года прокурору Тоцкого района Оренбургской области в удовлетворении названных выше требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 марта 2010 года указанное решение районного суда оставлено без изменения.
В надзорном представлении, поступившем в Оренбургский областной суд 19 июля 2010 года, прокурор Оренбургской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение, при этом ссылается на неправильное толкование судом норм материального закона, а именно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Определением судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А. от 10 сентября 2010 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Оренбургского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении прокурора Оренбургской области, президиум Оренбургского областного суда находит судебные постановления подлежащими отмене в части по следующим основаниям.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой и кассационной инстанции, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует и районным судом установлено, что на территории названных выше указанных муниципальных образований находятся водные объекты - пруды: в овраге Ганевич у села Крыловка, на речке Большая Погромка, на речке Малая Погромка юго-западнее села Казанка, на балке Медвежья южнее села Погромное. На указанных объектах имеются гидротехнические сооружения-плотины, которые на чьем-либо балансе не состоят, право собственности на которые ни за кем не зарегистрировано, в реестре гидротехнических сооружений указанные объекты не значатся.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о постановке названных выше гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, суд первой инстанции сослался на то, что прокурором не представлено доказательств того, что исполнение администрациями муниципальных образований указанных действий позволит ликвидировать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, а непостановка этих сооружений на такой учет является обстоятельством, влияющим на техническое состояние таких объектов.
Кассационная инстанция согласилась с правовой позицией районного суда.
Между тем эти выводы основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и т.д.
Пунктом 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Следовательно, установленные меры безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных гидротехнических сооружений и бездействие администраций муниципальных образований в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии этих объектов на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 ГК РФ.
Учитывая, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 21 января 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 марта 2010 года в части отказа признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений- плотин, находящихся на их территории, и обязании администраций муниципальных образований обратиться с заявлением о постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт в качестве бесхозяйных подлежит отмене, с принятием в этой части нового решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387,390 ГПК РФ,
президиум Оренбургского областного суда
П О С Т А Н О В И Л:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 21 января 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 марта 2010 года по делу по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области к администрациям муниципальных образований Задорожный сельсовет, Логачёвский сельсовет, Погроминский сельсовет, Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и устранении допущенных нарушений, в части отказа возложить на администрации обязанность поставить на учет в качестве бесхозяйных, расположенные на территориях этих муниципальных образований гидротехнические сооружения и отказа признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - отменить.
Вынести по делу в этой части новое решение, которым исковые заявления прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Задорожный сельсовет, Логачёвский сельсовет, Погроминский сельсовет, Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории этих муниципальных образований. Возложить на администрацию муниципальных образований Задорожный сельсовет, Логачёвский сельсовет, Погроминский сельсовет, Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества следующих гидротехнических сооружений:
- плотины на территории муниципального образования Задорожный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, расположенной на овраге Ганевич у села Крылова Тоцкого района Оренбургской области;
- плотины на территории муниципального образования Суворовский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, расположенной на речке Малая Погромка, в 0,7 км юго-западнее села Казанка Тоцкого района Оренбургской области;
- плотины на территории муниципального образования Погроминский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, расположенной на балке Медвежья, в 3 км южнее села Погромное Тоцкого района Оренбургской области;
- плотины на территории муниципального образования Логачёвский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, расположенной на речке Большая Погромка, в 1,5 км южнее села Логачёвка Тоцкого района Оренбургской области.
В остальной части решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 21 января 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 марта 2010 года оставить без изменения.
Председательствующий: О.С. Акулин