решение от 04.07.2011 года по делу № 3-42/2011



Дело № 3-42/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Федотовой Л.Б.

при секретаре Ефимовой Ю.Г.

с участием прокурора Андреевой Ж.В.,

представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Ефремовой О.Ю., действующей по доверенности от 27 июня 2011 года № 23-01/477 - И, представителей Губернатора Оренбургской области Горович И.А., действующей по доверенности от 24 июня 2011 года № 01/22 - 621, Щербакова А.В., действующего на основании доверенности от 24 июня 2011 года № 01/22 – 620, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Квитко С.Н., действующего по доверенности от 24 июня 2011 года № 05-05/3813С,

рассмотрев 04 июля 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 2 статьи 1, абзаца 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885-IV-ОЗ,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1, 2 статьи 1, абзаца 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885-IV-ОЗ, указав, что Законодательным Собранием Оренбургской области принят закон Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей», который был опубликован в газете «Южный Урал» № 118 -124 (спецвыпуск № 91) 16 октября 2010 года. Пункты 1, 2 статьи 1 абзаца 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885-IV-ОЗ противоречат федеральному законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона области вносятся изменения в статью 1 Закона Оренбургской области от 18 декабря 2009 года № 3272/752-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей» слова по «осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей заменены словами «по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 оспариваемого закона области в названии и по всему тексту закона слова «осуществление и», «оздоровление и» в соответствующих падежах исключить; после слов «отдых детей» в соответствующих падежах дополнен словами «в каникулярное время».

На основании абзаца 1 пункта 3 статьи 1 Закона области: пункт 1 статьи 4 изложен в редакции: «1) по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время на базе», в абзаце 2 пункта 3 статьи 1 оспариваемого Закона области дано понятие финансового обеспечения отдыха детей в каникулярное время.

Полагает, что указанные нормы приняты с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка определены пунктом 2 статьи 5 данного Федерального закона, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в названной сфере отнесены организация и обеспечение отдыха детей и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Согласно подпункта 24.3 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов. Финансовое обеспечение отдыха детей является одной из составляющих полномочий на организацию отдыха детей.

Таким образом, правовые основы осуществления и финансового обеспечения мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время в соответствии с вышеназванными федеральными законами переданы органам местного самоуправления в лице органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, законодатель субъекта данными полномочиями не обладает.

Просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1,2 статьи 1, абзацы 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Андреева Ж.В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Законодательного Собрания Оренбургской области Ефремова О.Ю., действующая на основании доверенности с заявленными требованиями не согласилась, возражала против их удовлетворения.

Представители Губернатора Оренбургской области – Горович И.А. и Щербаков А.В., действующие на основании доверенностей, с заявлением не согласились, просили в его удовлетворении отказать.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области Квитко С.Н., действующий на основании доверенности, заявление прокурора поддержал, просил его удовлетворить.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, защиты семьи и детства, семейное законодательство.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/ 885-IV-ОЗ «О внесении изменений в закон Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей», опубликованный в газете «Южный Урал» № 118 – 124 (спецвыпуск № 91) 16 октября 2010 года.

Согласно пункту 1 статьи 1 указанного Закона области вносятся изменения в статью 1 Закона Оренбургской области от 18 декабря 2009 года № 3272/752- IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями Оренбургской области по осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей» слова по «осуществлению и финансовому обеспечению оздоровления и отдыха детей заменены словами «по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 оспариваемого закона области в названии и по всему тексту закона слова «осуществление и», «оздоровление и» в соответствующих падежах исключены; после слов «отдых детей» в соответствующих падежах дополнен словами в «каникулярное время».

На основании абзаца 1 пункта 3 статьи 1 Закона области: пункт 1 статьи 4 изложен в редакции: «1) по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время на базе», в абзаце 2 пункта 3 статьи 1 оспариваемого Закона области дано понятие финансового обеспечения отдыха детей в каникулярное время, которое включает полную или частичную оплату стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путевки, установленной Правительством Оренбургской области; оплату стоимости набора продуктов питания для детей в лагерях с дневным пребыванием из расчета стоимости набора продуктов питания, установленной Правительством Оренбургской области; полную или частичную оплату проезда организованных групп детей и сопровождающих их лиц к местам отдыха и обратно, исходя из фактически сложившихся цен в Оренбургской области; частичную выплату компенсации родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путевки в детские оздоровительные лагеря, исходя из средней стоимости путевки, установленной Правительством области.

Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями) установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению гарантий прав ребенка определены пунктом 2 статьи 5 данного Федерального закона.

Согласно указанной правовой норме к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в названной сфере отнесены организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей) за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В силу статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Подпунктом 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района и городского округа соответственно относится так же организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил полномочия по организации отдыха детей в каникулярное время за органами местного самоуправления.

Оспариваемым законом Оренбургской области органам местного самоуправления переданы полномочия только по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время, поскольку статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает полномочия субъектов Российской Федерации по обеспечению отдыха и оздоровлению детей круглогодично (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Суд принимает во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что понимаемое в контексте закона области полномочие «по финансовому обеспечению отдыха детей в каникулярное время» не является составляющей полномочия органов местного самоуправления «по организации отдыха детей в каникулярное время», поскольку кроме вышеуказанного, Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» в рамках проводимого разграничения финансирования выплат «страхового» и «нестрахового» характера внесены изменения в Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в частности, признан утратившим силу подпункт 14 пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона, согласно которому оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В связи с чем, в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года № 18-1/10/2-7642, поступившим в адрес Министерства социального развития Оренбургской области от 05 октября 2010 года было сообщено, что с 2010 года в бюджете Фонда социального страхования РФ денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей планироваться не будут, одновременно предусматривается закрепление за субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время). Кроме этого субъектам РФ рекомендовалось предусмотреть на 2010 год объем ассигнований на отдых и оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели Фондом социального страхования РФ на 2009 год.

Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения областного закона приняты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в пределах предоставленных им полномочий.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2006 № 258-ФЗ).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Согласно части 6 статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 апреля 2011 года) законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ).

Поскольку федеральным законом не установлен прямой запрет на наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по решению вопросов, указанных в подпункте 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ субъект Российской Федерации был вправе наделить данным государственным полномочием органы местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявления исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1,2 статьи 1, абзаца 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3790/885- IV-ОЗ отказать.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.

Судья Оренбургского

областного суда                                                                            Федотова Л.Б.