Дело №3-41/2010
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
при секретаре Терёхиной О.Г.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
представителя Губернатора Оренбургской области, министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Узякова А.Д., предъявившего доверенности от 22 июня 2010 года № 01/22-273, и от 07 июля 2009 года № 2, рассмотрев 25 июня 2010 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 15 Указа Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88- ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области»,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 15 Указа Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области», опубликованный в газете «Оренбуржье» № 75 от 21 мая 2010 года в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своих требований указал, что пункт 15 данного Положения в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях противоречит законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного, административно-процессуального законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено положение о том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьёй 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть утвержден Законом Оренбургской области, а затем регламентирован, при необходимости, и в подзаконных нормативных правовых актах.
Законом Оренбургской области от 01.10.2003 года № 489/55-111-03 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» должностные лица министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, п. 15 Положения от 08 мая 2009 года № 88-ук (ред. от 19.08.2009 года) «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принят с превышением компетенции, предоставленной Губернатору Оренбургской области.
Кроме того, в соответствии со ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.26 КоАП РФ -должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, исполняющий обязанности прокурора Оренбургской области просил признать недействующим и не подлежащим применению пункт 15 Указа Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области», опубликованный в газете «Оренбуржье» № 75 от 21 мая 2010 года в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор Христич Т.В. в судебном заседании заявление поддержала в части признания противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 15 Указа от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части заявление не поддержала.
В судебном заседании представитель Губернатора Оренбургской области, министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» - Узяков А.Д., действующий по доверенностям от 22 июня 2010 года № 01/22-273, от 07 июля 2009 года № 2, с заявлением исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области не согласился и просил в его удовлетворении отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статья 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Губернатором Оренбургской области принят Указ от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области».
Данный Указ опубликован 21 мая 2009 года в газете «Оренбуржье» № 75.
Пунктом 15 данного Положения министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указом Губернатора Оренбургской области от 22 апреля 2010 года № 67 -ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88-ук», опубликованным 18 мая 2010 года в газете «Оренбуржье» №7, были внесены изменения в оспариваемый Указ Губернатора Оренбургской области и абзац 9 пункта 15 изложен в новой редакции: "осуществлять в пределах своих полномочий контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими лицензию на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, продаже алкогольной продукции, лицензионных требований и условий и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, на момент подачи настоящего заявления и рассмотрения спора в суде в этой части не имеется предмета оспаривания, в связи с чем, судом вынесено определение о прекращении производства по делу в части признания пункта 15 Указа Губернатора Оренбургской области № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области» противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административной ответственности, предусмотренной ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного, административно-процессуального законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 настоящего Кодекса в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Указанной нормой прямо установлено, что должностные лица, в компетенцию которых входит составление протоколов о правонарушениях в области лицензирования, приведенных в части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть уполномочены на то субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.34 Устава (Основного Закона) Оренбургской области Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Оренбургской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области в пределах полномочий Оренбургской области.
Исходя из изложенного законом Оренбургской области должен быть установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 01 октября 2003 года № 489/55- III -03 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» должностные лица министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, пункт 15 Указа от 08.05.2009 года № 88- ук (ред. от 19.08.2009 года) в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принят с превышением компетенции, предоставленной Губернатору Оренбургской области.
Довод представителя Губернатора Оренбургской области о том, что при системном толковании положений части 6 статьи 28.3 КоАП РФ слова «соответствующими субъектами Российской Федерации» следует понимать как указание на территориальную принадлежность, а не субъект правотворчества, не может быть принят во внимание, поскольку он основан не неправильном толковании норм права.
На основании изложенного пункт 15 Указа Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области», опубликованный в газете «Оренбуржье» № 75 от 21 мая 2010 года в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 15 Указа Губернатора Оренбургской области от 08 мая 2009 года № 88-ук «Об утверждении положения о министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области», опубликованный в газете «Оренбуржье» № 75 от 21 мая 2010 года в части возложения на министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поручить губернатору Оренбургской области после вступления решения суда в законную силу опубликовать в газете «Оренбуржье» соответствующее сообщение о решении суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского
областного суда Федотова Л.Б.