дело №33-3358-2010



33-3358-2010 Каркачева Ю.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Федотовой Л.Б. при секретаре Наследовой А.В. 30 июня 2010 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 12 апреля 2010 года по иску Орского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании оборудовать железнодорожный вокзал.

Заслушав доклад, объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» – Сергиенко М.И., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Орский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной в марте 2009 года проверки установлено, что в здании вокзала ст.Кувандык отсутствуют телефоны-автоматы, кассы, оснащенные специальными устройствами для пассажиров с ослабленным слухом, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественном туалете, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны.

Вместе с тем, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

Кроме того, требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры предусмотрены Строительными нормами и правилами.

В нарушение СНиП на вокзале ст.Кувандык вход на территорию или участок не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте; отсутствует, как минимум один вход, приспособленный для его использования маломобильными группами населения; отсутствуют пандусы, соответствующие требованиям ГОСТа Р51261; отсутствуют перила вдоль обеих сторон пандуса при въезде на перрон; отсутствуют двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто», «закрыто»; отсутствуют звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха; фактическая недоступность маломобильным группам населения замкнутых пространств, помещения различного функционального назначения, кабин туалета; отсутствие в зоне обслуживания мест для инвалидов на креслах-колясках. Кроме того, на вокзале отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

Выявленные на вокзале станции Кувандык нарушения закона ущемляют права инвалидов, пассажиров железнодорожного транспорта (неопределенного круга лиц), предоставленные им ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил суд обязать ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный вокзал ст.Кувандык ЮУЖД специальными приспособлениями и устройствами, предусмотренными СНиП №35-01-2001, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов.

Впоследствии Орский транспортный прокурор уточнил исковые требования. Просил суд обязать ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный вокзал на ст.Кувандык входом в здание вокзала, приспособленного для маломобильных групп населения шириной не менее 1,2 м; пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам; установить дверь на путях движения маломобильных групп населения, обеспечивающую задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек; установить звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которым могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха; расположить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; установить телефон-автомат для инвалидов-колясочников, расположенный на более низком уровне, чем для всех пассажиров л.д.124-125).

Определением Мещанского районного суда г.Москвы от 24.12.2009г. гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Советский районный суд г.Орска Оренбургской области л.д.73).

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Сергиенко М.И. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что финансовые возможности для реконструкции здания вокзала в настоящее время отсутствуют. Сооружение пандусов к зданию вокзала ст.Кувандык и замена входных дверей запланированы на август-сентябрь 2010 года. Капитальный ремонт здания вокзала запланирован на 2011 год.

Представитель третьего лица – Орского городского отделения Всероссийского общества инвалидов Жилякова О.В. поддержала исковые требования прокурора в полном объеме.

Решением суда от 12.04.2010г. исковые требования были удовлетворены.

На ОАО «Российские железные дороги» была возложена обязанность оборудовать железнодорожный вокзал ст.Кувандык входом в здание вокзала, приспособленного для маломобильных групп населения шириной не менее 1,2 м; пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Максимальная высота подъема пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях – принимать по ширине полосы движения не менее 1,2 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или при повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов должны быть выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R 120; вдоль обеих сторон пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м установить ограждение с поручнями, поручни расположить на высоте 0,7 м 0,9 м; установить дверь на путях движения маломобильных групп населения, обеспечивающую задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек; установить звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которым могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха; расположить пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; установить телефон-автомат для инвалидов-колясочников, расположенный на более низком уровне, чем для всех пассажиров.

С указанным решением не согласен ответчик, в кассационной жалобе он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ на организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП) №35-01-2001, утвержденными постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. №73, здание железнодорожного вокзала должно быть оборудовано: входом, приспособленным для маломобильных групп населения (п.п.3.13, 3.18); пандусами на пути движения на перрон и вокзал с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам у всех перепадов высот более 0,45 м по ГОСТ Р 51261 (п.3.14); поручнями с обеих сторон пандусов на высоте 0,7 м. и 0,9 м (п.3.32); дверями на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» и «закрыто», дверями на входе в здание со стороны привокзальной площади и со стороны перрона, обеспечивающими задержку автоматического открывания продолжительностью не менее 5 секунд (п.3.26); помещениями различного функционального назначения, доступными для маломобильных групп населения (п.3.57, 3.63, 3.67); звуковыми информаторами по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха (п.3.56).

Согласно п.п.3.1.18 и 3.1.19 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003г. №12 в системе зрительной информации на вокзале должны быть пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, в системе звуковой информации на вокзале для удобства инвалидов отдельные кассы должны быть оснащены специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающим общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть для людей с ослабленным слухом, для инвалидов-колясочников должны быть расположены на более низком уровне.

Из акта от 18.03.2009г. проверки железнодорожного вокзала на станции Кувандык усматривается, что в здании вокзала отсутствуют телефоны-автоматы, кассы, оснащенные специальными устройствами для пассажиров с ослабленным слухом, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественном туалете, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской платформы в вагон.

Кроме того, в нарушение СНиП вход на территорию вокзала станции Кувандык не оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте; отсутствует, как минимум один вход, приспособленный для его использования маломобильными группами населения; отсутствуют пандусы, соответствующие требованиям ГОСТа и перила вдоль обеих сторон пандуса при въезде на перрон; отсутствуют двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто», «закрыто»; отсутствуют звуковые информаторы по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофоны для посетителей с дефектами слуха л.д.16-17).

Ответчиком факт указанных нарушений не отрицался, также как и то обстоятельство, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что здание железнодорожного вокзала на ст.Кувандык не соответствует требованиям вышеуказанных норм и правил. С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.

Довод жалобы о том, что в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом применительно к новым и реконструируемым зданиям, не является основанием для отмены решения суда, поскольку ответчиком не представлены доказательства о том, что действующий железнодорожный вокзал невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов и что ответчиком – собственником здания согласованы с общественным объединением инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Довод кассационной жалобы ответчика о том, что судом не была установлена степень социальной значимости вокзала ст. Кувандык, также не является основанием для отмены решения суда, поскольку степень социальной значимости не является обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела.

Нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что судом в нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на ответчика возложена обязанность единолично оборудовать вокзал, поскольку согласно указанному закону, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Довод жалобы о том, что суд принял решение затрагивающее законные интересы муниципального образования г. Кувандык, правильным признать нельзя, поскольку обжалуемым решением не разрешен вопрос о правах и обязанностях муниципального образования.

Не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что суд в решении не указал срок исполнения решения суда, поскольку общий порядок исполнения принятого судом решения установлен в ст. 210 ГПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 12 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: