Кассационное определение от 04.08.2010 года №33-4279/2010



Судья Селютина И.Ф. дело 33-4279/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Чингири Т.П.,

судей Долгополовой Н.Н., Сорокина В.Н.,

при секретаре Сулимовой Н.В.,

рассмотрев в городе Оренбурге в открытом судебном заседании кассационную жалобу Накостаева ... на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 27 января 2010 года по делу по иску администрации г. Оренбурга к Накостаеву ..., Хаеровой ..., Чувашовой ... о признании недействительными сделок купли-продажи незавершенного строительством жилого дома.

У С Т А Н О В И Л А :

Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2007 г. за Накостаевым И.Б. было признано право собственности на 20 незавершенных строительством жилых домов номера с ... с площадью застройки 15,7 кв.м. каждый, расположенных по адресу: ..., ..., .... Впоследствии решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2008г. вышеуказанное решение от 20.08.2007 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Накостаева И.Б. о признании права собственности на незавершенные строительством жилые дома ......, расположенные по ..., ... ..., отказано.

На основании решения Арбитражного суда Оренбургской области о признании права собственности была совершена государственная регистрация незавершенных строительством жилых домов за Накостаевым И.Б., который в период 2007-2008 гг. заключил сделки по отчуждению указанных объектов.

Так, между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю. был заключен договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ... ... В последствии Хаерова С.Ю. продала Чувашовой Л.В. незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., .... Заключенный между сторонами договор послужил основанием для государственной регистрации права собственности на незавершенной строительством жилой дом за Чувашовой Л.В., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... г. сделана запись регистрации ....

Истец считает, что данные сделки заключены с нарушением закона и являются ничтожными. Государственной регистрацией права собственности на незавершенный строительством жилой дом за Чувашовой Л.В. по ..., ... нарушены права и законные интересы муниципального образования в сфере использования земельных ресурсов и планирования застройки. Органами местного самоуправления градостроительное планирование территории не проводилось.

Просила суд признать недействительными (ничтожными): договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома от 07.12.2007 года, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., заключенный между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю.; договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома, расположенный по адресу: ..., ... ..., ..., заключённый между Хаеровой С.Ю. и Чувашовой Л.В., зарегистрированный в УФРС ... от ... года, как не соответствующие требованиям закона и иных правовых актов; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество запись от ... года ..., от ... года ... и возложить расходы по оплате государственной пошлины на ответчиков.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27.01.2010 года исковые требования администрации города Оренбурга удовлетворены. Суд признал недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома, общей площадью 15,7 кв.м. со степенью готовности 18%, по адресу: ..., ..., ..., ..., заключенный между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю. 14 ноября 2007 года.

Применил последствия недействительности ничтожной сделки договора купли-продажи незавершенного строительством жилого дома, общей площадью 15,7 кв.м. со степенью готовности 18%, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., заключенного между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю. 14 ноября 2007 года, обязав Накостаева И.Б. возвратить Хаеровой С.Ю. денежные средства в размере 100 000 рублей.

Признал недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома, общей площадью 15,7 кв.м., со степенью готовности объекта 18%, по адресу: ..., ..., ..., ..., заключенный 6 февраля 2008 года между Хаеровой С.Ю. и Чувашовой Л.В..

Применил последствия недействительности ничтожной сделки договора купли–продажи незавершенного строительством жилого дома, общей площадью 15,7 кв.м со степенью готовности 18%, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., заключенного между Хаеровой С.Ю. и Чувашовой Л.В. 6 февраля 2008 года, обязав Хаерову С.Ю. возвратить Чувашовой Л.В. денежные средства в размере 100 000 рублей.

Определил передать строительные материалы, расположенные на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ..., в собственность Накостаева И.Б..

Указал, что решение суда является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записей о регистрации права собственности от ... года ..., от ... года ....

Взыскал с Накостаева И.Б., Хаеровой С.Ю. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 2 600 рублей с каждого.

С указанным решением не согласен Накостаев И.Б., в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Долгополовой Н.Н., выступление представителя администрации города Оренбурга Зарудневой Л.А. (доверенность ... от ... года), возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.08.2007 г. за Накостаевым И.Б. признано право собственности на 20 незавершенных строительством жилых домов с ... по ... с площадью застройки каждого 15,7 кв.м., расположенных по адресу: ..., ..., .... Судом установлено, что на основании указанного решения была совершена государственная регистрация права собственности Накостаева И.Б. на данные незавершенные строительством объекты недвижимости.

По договору купли-продажи от 14.11.2007 г. Накостаев И.Б. продал, а Хаерова С.Ю. купила незавершённый строительством жилой дом, степень готовности объекта – 18%, площадь застройки – 15,7 кв.м, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., за 100 000 рублей.

По договору купли-продажи от 06.02.2008 г. Хаерова С.Ю. продала, а Чувашова Л.В. купила незавершённый строительством жилой дом, степень готовности объекта – 18 %, площадь застройки 15,7 кв.м, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., за 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.08.2008 г. удовлетворено заявление администрации г. Оренбурга о пересмотре вышеуказанного решения от 20.08.2007 г. по вновь открывшимся обстоятельствам – решение от 20.08.2007 г. отменено.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 г. в удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Накостаева И.Б. о признании права собственности на незавершенные строительством жилые дома с ... по ..., расположенные по ... ... ... отказано. Постановлением № 18АП-5600/2009 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009г. решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 г. оставлено без изменения.

Таким образом, на момент заключения с Хаеровой С.Ю. договора от 14.11.2007 г. купли-продажи незавершённого строительством жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., Накостаев И.Б. был собственником этого объекта на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области. Вместе с тем, поскольку впоследствии указанное решение арбитражного суда было отменено, а Накостаеву И.Б. было отказано в удовлетворении иска о признании за ним права собственности на данный объект недвижимости, договор купли-продажи от 14.11.2007 г., заключенный между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю., правильно был признан судом недействительным.

Поскольку в силу ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, судом правильно был признан недействительным и договор купли-продажи спорного незавершённого строительством жилого дома, заключенный 06.02.2008 г. между Хаеровой С.Ю. и Чувашовой Л.В..

С доводами кассационной жалобы Накостаева И.Б. о том, что права и законные интересы муниципального образования в результате государственной регистрации права собственности на спорный незавершенный строительством жилой дом не нарушены, согласиться нельзя. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2009 г., вступившим в законную силу, установлено, что принятие решений о предоставлении земельных участков отнесено к полномочиям администрации г. Оренбурга, которой распорядительные акты о выделении указанного земельного участка не издавались, полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся на территории ..., администрации поселка не передавались. При таких обстоятельствах сделки, связанные с объектами, расположенными на земельном участке, который не предоставлялся ответчикам в установленном порядке, затрагивают права и законные интересы администрации г. Оренбурга.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

С учетом вышеизложенного нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что администрацией г. Оренбурга не представлено доказательств, принадлежности земельного участка муниципальному образованию, поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п.2 ст.167 ГК РФ).

Поскольку договоры купли-продажи, заключенные между Накостаевым И.Б. и Хаеровой С.Ю., и между Хаеровой С.Ю. и Чувашовой Л.В., признаны недействительными, суд правильно применил последствия недействительности сделок, приведя стороны в первоначальное положение.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 360,361,362,366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27.01.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Накостаева ... – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: