судья Зверева К.В. дело № 33-4658/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Капустиной Н.И., судей Жуковой Н.В. и Булгаковой М.В., при секретаре Дроновой Т.М., рассмотрев 25 августа 2010 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области на решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 24 июня 2010 года по гражданскому делу по иску Ивановой Е.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области о признании недействительным налогового уведомления, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога, по иску Панкратовой В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области об отнесении транспортного средства к категории легковых автомобилей,
заслушав судью-докладчика, судебная коллегия
установила:
Панкратова В.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что в сентябре 2006 г. она приобрела в собственность автомобиль марки ВИС 2345, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .... С этого времени ей насчитывается транспортный налог по ставкам, предусмотренным для уплаты налога на грузовой транспорт. С данным расчетом транспортного налога она не согласна. Фактически автомобиль является легковым транспортом с грузовым фургоном. Автомобиль марки ВИС 2345 относится к категории «В» (легковых), мощностью двигателя 71 лошадиных сил, разрешенная максимальная масса 1790 кг., масса автомобиля без нагрузки 1095 кг. Машина сделана на базе ВАЗ 2105, то есть легкового автомобиля, отличается только тем, что вместо пассажирского салона, установлен грузовой фургон. Просила признать автомобиль марки ВИС 2345 легковым автомобилем. Взыскать с ответчика в ее пользу оплаченную государственную пошлину в сумме 400 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истица Панкратова В.В. дополнила исковые требования, просила суд установить, что принадлежащее ей транспортное средство относится к категории легковых.
Иванова Е.И. обратилась в суд с иском, указав, что она является собственником автомобиля ИЖ-2717-230, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак .... Она является налогоплательщиком транспортного налога. В марте 2009 г. она получила налоговое уведомление № 70474 от 26.02.2009 г., в котором указана подлежащая уплате сумма налога за 2008 г. в размере 1 875 руб. на автомобиль ИЖ-2717-230. Расчет суммы налога произведен налоговым органом, исходя из того, что объектом налогообложения является грузовой автомобиль. Считает, что принадлежащий ей автомобиль относится к категории «В», так как его масса не превышает 3 500 кг., число посадочных мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, автомобиль используется для перевозки членов ее семьи и малогабаритных грузов, поэтому автомобиль следует считать легковым. Просила признать недействительным налоговое уведомление № 70474 от 26.02.2009 г. Обязать налоговый орган произвести перерасчет транспортного налога для автомобиля ИЖ-2717-230, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак ..., исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей, произвести перерасчет уплаченного ею транспортного налога за 2007, 2008, 2009 годы в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Определением суда от 24.06.2010 г. вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В суде первой инстанции истицы Панкратова В.В. и Иванова Е.И. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области К. просила в удовлетворении исков Панкратовой В.В. и Ивановой Е.И. отказать.
Решением суда исковые требования Ивановой Е.И., Панкратовой В.В. удовлетворены. На межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области возложена обязанность произвести перерасчет транспортного налога на автомобиль марки ИЖ-2717-230, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак ..., принадлежащий Ивановой Е.И., исходя из ставки налога, установленной для легковых автомобилей за 2007 год, 2008 год, 2009 год, налоговое уведомление № 70474 от 26.02.2009 г. признано недействительным. Установлено, что принадлежащий Панкратовой В.В. автомобиль марки ВИС-2345 0000010, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак ... относится к категории легковых автомобилей.
С решением суда не согласна Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области, в своей кассационной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования Ивановой Е.И., Панкратовой В.В., суд пришел к выводу, что отнесение ответчиком автомобилей ИЖ-2717-230 и ВИС-2345 0000010 к грузовым автомобилям является необоснованным, соответственно налоговый орган незаконно исчисляет транспортный налог на автомобили истиц по ставкам, предусмотренным для уплаты налога за грузовой транспорт. В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств отнесения спорных транспортных средств к категории грузовых.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Статьей 6 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» установлены следующие налоговые ставки: для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л/с (до 73,55 кВт) включительно – 7 рублей (с каждой лошадиной силы); для автомобилей грузовых с мощностью двигателя до 100 л/с (до 73.55 кВт) включительно – 25 рублей (с каждой лошадиной силы).
Согласно статье 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили".
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Оренбургской области не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили". При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, статья 358 НК РФ) при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 г. Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 (далее - Положение), установлено:
- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в "одобрении типа транспортного средства" либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест, в которых помимо места водителя не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в частности:
- M1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
- N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны;
- N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн;
- M2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
Таким образом, при определении типа спорных транспортных средств и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этих автомобилей, следует руководствоваться сведениями, указанными в паспорте транспортного средства, из которых следует, что спорные автомобили не являются легковыми.
Из паспортов транспортных средств автомобилей марки ИЖ-2717-230, марки ВИС-2345 0000010 видно, что автомобиль марки ИЖ-2717-230 относится именно к категории "грузовой фургон", автомобиль марки ВИС-2345 0000010 относится к категории "грузовой". Сведений о том, что данные автомобили отнесены к категории "легковые автомобили", материалы дела не содержат.
Поскольку категория "B" предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к автомобилям для перевозки пассажиров, так и к автомобилям для перевозки грузов массой не более 3,5 тонны, а в паспортах тип спорных транспортных средств обозначен как "грузовой фургон ", "грузовой", они относятся к категории "грузовые автомобили" и поэтому ответчик правомерно исчислил Ивановой Е.И., Панкратовой В.В. транспортный налог, исходя из налоговой ставки 25 руб. за 1 л.с.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отнесении спорных транспортных средств к категории "легковые автомобили".
Таким образом, допущенное судом при рассмотрении настоящего дела неправильное применение норм материального права в силу ст.362 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.
С учетом того, что все обстоятельства дела установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ивановой Е.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области о признании недействительным налогового уведомления, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога, Панкратовой В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области об отнесении транспортного средства к категории легковых автомобилей отказать.
Поскольку, Панкратовой В.В. отказано в удовлетворении требований об отнесении транспортного средства к категории легковых автомобилей, соответственно не подлежат удовлетворению и требования Панкратовой В.В. о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 24 июня 2010 года по данному делу отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ивановой Е.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области о признании недействительным налогового уведомления, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога, Панкратовой В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области об отнесении транспортного средства к категории легковых автомобилей, взыскании расходов по уплате государственной пошлины – отказать.
Председательствующий:
Судьи: