судья Панченко В.М. дело № 33-4604/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Хакимовой О.В., судей Жуковой Н.В., Булгаковой М.В., с участием прокурора Кобзарь А.П., при секретаре Дроновой Т.М., рассмотрев 1 сентября 2010 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационное представление заместителя прокурора Акбулакского района Оренбургской области на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 5 июля 2010 года по заявлению прокурора Акбулакского района Оренбургской области об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области, органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Шкуновский сельский совет»,
заслушав судью-докладчика, объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения представителей Правительства Оренбургской области Р., Л., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Акбулакского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой Акбулакского района с привлечением ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Акбулакское районное управление ветеринарии» 4 мая 2010 года проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов – скотомогильников, ям Беккари. На территории муниципального образования «Шкуновский сельский совет» Акбулакского района скотомогильник, расположенный в 1 300 метрах восточнее с. Шкуновка, не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных. Отсутствуют ограждение скотомогильника, навес над ямой, площадка для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря. Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. Согласно ст.ст. 5,6 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий – расходным обязательством субъекта РФ. Согласно пп.49 п.2.ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым за счет средств его бюджета. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ – Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии. Вопрос о наличии скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации. Просил суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО «Шкуновский сельсовет». Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шкуновский сельсовет», выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильника.
Решением суда заявление прокурора Акбулакского района Оренбургской области оставлено без удовлетворения.
С решением суда не согласен заместитель прокурора Акбулакского района, в кассационном представлении просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исследовав материалы дела, проверив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования «Шкуновский сельский совет» Акбулакского района имеется скотомогильник, расположенный в 1 300 метрах восточнее с. Шкуновка. Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку отсутствует ограждение, навес над ямой, площадка для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.
Судом установлено, что указанный скотомогильник на балансе администрации муниципального района и на балансе администрации МО «Шкуновский сельсовет» не состоит.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Ссылка Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном применении закона.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования «Шкуновский сельский совет» Акбулакского района не передавались.
С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося в 1 300 метрах восточнее с. Шкуновка Акбулакского района, и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований прокурора в части признания бездействия Правительства Оренбургской области по непринятию мер в отношении скотомогильника, не соответствующего ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, и обязании устранить допущенное нарушение, суд сослался на целевую программу «Обеспечение ветеринарного обслуживания и государственного санитарного надзора в Оренбургской области на 2010-2012 годы» и пришел к выводу о том, что Правительством Оренбургской области проводятся мероприятия в значительных объемах по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Ведомственная целевая программа «Обеспечение ветеринарного обслуживания и государственного санитарного надзора в Оренбургской области. Развитие и укрепление материально-технической базы государственной ветеринарной службы на 2010-2012 годы», утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 30.06.2010г., не содержит мероприятий в отношении содержания и оборудования скотомогильников.
Доказательств принятия мер по приведению скотомогильника, расположенного в 1 300 метрах восточнее с. Шкуновка Акбулакского района, в надлежащее состояние и оборудования его, Правительство области также не представило.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по непринятию мер в отношении скотомогильника, не соответствующего ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, и обязании устранить допущенное нарушение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене в этой части на основании п.3 ст.362 ГПК РФ.
Поскольку установления по делу новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести в этой части новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 5 июля 2010 года отменить в части отказа в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Шкуновский сельский совет», и обязании Правительства Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение и принять по данному делу новое решение, которым признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер в отношении скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Шкуновский сельский совет» и обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Председательствующий:
Судьи: