Кассационное определение от 15.09.2010 № 33-5203/2010



Судья Стойко С.В. Дело № 33-5203/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Хакимовой О.В., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 15 сентября 2010 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу *** муниципального образования «Мичуринский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Дуденко В.И. и *** муниципального образования «Новогригорьевский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Ященко В.П. на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2010 года по гражданскому делу по их заявлению о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области № 477 от 14 июля 2010 года «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области третьего созыва»,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителей муниципальных образований «Новогригорьевский сельсовет» и «Мичуринский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Ященко В.П., Чирочкина И.В., Скорынко В.Г., Антонова В.П., просивших решение суда отменить, представителя Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области Кузнецова Б.А., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

установила:

*** муниципальных образований «Мичуринский сельсовет» и «Новогригорьевский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Дуденко В.И. и Ященко В.П. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области № 477 от 14 июля 2010 года «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Акбулакский район» Оренбургской области третьего созыва» сославшись на то, что в соответствии со ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Совета депутатов МО «Заилечный сельсовет» Акбулакского района № 127 от 2 марта 2009 года была выдвинута инициатива о формировании представительного органа МО «Акбулакский район» Оренбургской области из глав сельских муниципальных образований и депутатов представительных органов поселений, которая была поддержана представительными органами 15 поселений, что составляет более 2/3 от общего числа сельских муниципальных образований Акбулакского района. Копии решений Советов депутатов сельских поселений о результатах рассмотрения указанной инициативы были направлены в Совет депутатов МО «Акбулакский район», который своим решением № 383 от 30 сентября 2009 года принял данную информацию к сведению. При таких обстоятельствах выборы депутатов в Совет депутатов МО «Акбулакский район» не должны были назначаться и соответствующее решение является незаконным.

В судебном заседании заявители и их представители просили заявление удовлетворить, представители Совета депутатов МО «Акбулакский район» с требованиями заявителей не согласились.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано.

С таким решением суда не согласны *** муниципальных образований «Мичуринский сельсовет» и «Новогригорьевский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Дуденко В.И. и Ященко В.П., которые в своей кассационной жалобе просят его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии с частью 4 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и их депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей (п.1), либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п.2).

В абзаце 1 части 5 ст.35 указанного Федерального закона установлено, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.

Из этого следует, что представительный орган муниципального района может быть образован в соответствии с пунктом 1 части 4 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ (из глав сельских поселений и депутатов представительных органов поселений), если это определено в установленном порядке, т.е. в соответствии с абзацем вторым части 5 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ.

В часть 4 и абзац 1 части 5 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ изменения не вносились и они действуют в указанной редакции до настоящего времени.

Согласно абзаца 2 части 5 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ в абзац 2 части 5 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района, который обязан вести учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах её рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов МО «Заилечный сельсовет» Акбулакского района № 127 от 2 марта 2009 года была выдвинута инициатива о формировании представительного органа МО «Акбулакский район» Оренбургской области из глав сельских муниципальных образований и депутатов представительных органов поселений, которая действительно была поддержана представительными органами более 2/3 от общего числа сельских муниципальных образований Акбулакского района.

Данное решение было направлено в Совет депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области, который своим решением № 383 от 30 сентября 2009 года принял его к сведению (том 1,л.д.187).

При этом Совет депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области какое-либо решение либо иной итоговый документ (как это предусмотрено абзацем 1 части 5 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ) по установлению порядка формирования представительного органа муниципального образования в соответствии с пунктом 1 части 4 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ не принимал.

Решение Совета депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области № 383 от 30 сентября 2009 года никем не обжаловалось и является действующим.

После внесения изменений в статью 35 Федерального закона № 131-ФЗ Совет депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области также какое-либо решение относительно инициативы Заилечного сельского Совета Акбулакского района не принимал, т.е. порядок формирования Совета депутатов МО «Акбулакский район» в соответствии с пунктом 1 части 4 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ не устанавливался, количество представителей от каждого поселения в Совет депутатов муниципального района и день начала работы указанного представительного органа не устанавливался, бездействие Совета депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области относительно инициативы Заилечного сельского Совета Акбулакского района, если оно имело место, также не обжаловалось.

Следовательно, оставался ранее установленный порядок формирования представительного органа муниципального района – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 2 части 4 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ). При таких условиях Совет депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области, выполняя требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязан был принять обжалуемое решение и назначить выборы депутатов представительного органа.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда относительно правомерности принятия решения о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Акбулакский район» Оренбургской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.

При рассмотрении дела нарушение норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу *** муниципального образования «Мичуринский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Дуденко В.И. и *** муниципального образования «Новогригорьевский сельсовет» Акбулакского района Оренбургской области Ященко В.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: