Судья: Громоздина Г.Ф. Дело № 33-5335/2010
КАССАЦИОННЕО ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,
при секретаре Ваулиной А.В.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
рассмотрев 29 сентября 2010 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда от 15 июля 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Новотроицка Оренбургской области к Правительству Оренбургской области о признании бездействия незаконным и принятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в с.Новоникольск, ст.Губерля муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Толмач А.В., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
установила:
Прокурор г.Новотроицка Оренбургской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «город Новотроицк» с требованиями о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в с.Новоникольск, ст.Губерля муниципального образования г.Новотроийк Оренбургской области (индивидуальный номер № 2), возложении обязанностей в срок до 1 января 2011 года по устранению в полном объёме допущенных нарушений путём принятия мер к приведению скотомогильника в надлежащее состояние или консервации; признании незаконным бездействия МО г.Новотроицк, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника или его консервацию.
В обосновании своих требований прокурор указал, что на территории с.Новоникольск ст.Губерля МО г.Новотроицк Оренбургской области имеется скотомогильник (индивидуальный номер 2), который используется жителями муниципального образования и никем не обслуживается. Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённым Главным госветинспектором РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Так, на скотомогильнике отсутствуую ограждение проволочное высотой 1,5 м с въездными воротами, что предоставляет возможность свободного доступа к скотомогильнику людям и животным. На яме, в которой должны храниться трупы животных, открыта крышка люка, отсутствует запирающее устройство. Навеса над ямой не имеется. Земляная яма внутри скотомогильника не защищена водонепроницаемым материалам, что может привести к загрязнению почвы трупными ядами. Биотермическая яма изготовлена из бетонных блоков, имеется перекрытие с люком, крышка отсутствует. Площадка для вскрытия трупов, помещение для хранения дезрастворов и инвентаря отсутствует. Полагает, что долгое время эксплуатируемый без надлежащего оборудования скотомогильник создаёт угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний. Считает, что имеет место нарушение ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей природной среды», пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В судебном заседании участвующий в деле прокурор от заявленных требований в части признании незаконным бездействие МО г.Новотроицк, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника или его консервацию отказалась и настаивала на удовлетворении иска в остальной части.
Определением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2010 года отказ от иска в указанной части принят судом и производство по делу в этой части прекращено.
Представители Правительства Оренбургской области от Рогалева А.О., Лазебный А.В., действующие на основании доверенностей от 18 января 2010 года № 2/16-5, и от 2 сентября 2010 года № 02/16-381, соответственно, с исковыми требованиями не согласились.
Решением суда бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в с.Новоникольск, ст.Губерля МО г.Новотроийк Оренбургской области (индивидуальный номер № 2) признано незаконным и оно обязано в срок до 1 января 2011 года принять меры по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника.
С таким решением суда не согласно Правительство Оренбургской области, которое в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление таких мер является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственных инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только местную администрацию и руководителей организации, в ведении которых находятся указанные объекты.
Судом установлено, что расположенный на территории МО г.Новотроицк с.Губерля п.Новоникольск в 6 500 м от ст.Губерля, в 500 м от пастбища, в 8 000 м от водоёма, в 1 000 м от дороги между ст.Губерля и с.Новоникольск скотомогильник ни в собственности площадью 600 кв.м ни на балансе МО г.Новотроицк Оренбургской области не состоит.
Являются необоснованными доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что фактическое нахождение скотомогильника на территории МО г.Новотроицк Оренбургской области свидетельствует о нахождении данного объекта в введении МО г.Новотроицк Оренбургской области.
Установлено также, и сторонами не оспаривалось, что в нарушении действующего законодательства территория скотомогильника не отгорожена, отсутствуют траншея, навес над ямой, крышка люка на перекрытии ямы, площадка для вскрытия трупа, помещение для хранения инвентаря, дезрастворов. Указанный скотомогильник является бесхозяйным.
Доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что данный скотомогильник не является собственностью субъекта Российской Федерации не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку оспариваемый объект является бесхозяйным, и отсутствие права собственности на него у Оренбургской области, не влияет на реализацию возложенных законом обязанностей.
Поскольку вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на селения, по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагаются на субъект Российской Федерации, то решение суда об удовлетворении заявленных требований к Правительству Оренбургской области является законным.
Доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что действующим законодательством указанная выше обязанность возлагается на органы местного самоуправления, а не на субъект Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: