кассационное определение от 29.092010 № 33-5422/2010



Судья: Никитина А.И. Дело № 33-5422/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Хакимовой О.В., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 29 сентября 2010 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефимовой Е.А. на решение Октябрьского районного суда г.Орска от 10 сентября 2010 года по гражданскому делу по её заявлению о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования г.Орск об отказе в регистрации кандидата,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав председателя избирательной комиссии МО г.Орска Головырских В.Д., прокурора Омельченко Л.В., просивших решение суда оставить без изменения,

установила:

Ефимова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии МО г.Орск от 2 сентября 2010 года № 01-07/14-5 «Об отказе Ефимовой Е.А. в регистрации кандидатом на должность Главы г. Орска», регистрации в качестве кандидата на должность Главы МО г.Орск.

В обоснование своих требований заявитель указала, что представила в избирательную комиссию предусмотренные законом документы для регистрации в качестве кандидата на должность Главы г.Орска, в том числе 247 подписных листов, содержащих 2 166 подписей избирателей МО г.Орск, собранных в поддержку её выдвижения. Однако, оспариваемым решением ей в регистрации отказано, поскольку 109 подписей избирателей являются недостоверными и недействительными. Считает такое решение незаконным и подлежащим отмене. В оспариваемом решении присутствует ссылка на итоговый протокол Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, который не содержит ни номера, ни даты изготовления. В связи с чем, полагает, что эта ссылка на протокол незаконна, поскольку его невозможно идентифицировать. Решение избирательной комиссии не содержит никаких приложений, следовательно, информация, содержащаяся в нём, является исчерпывающей, и никаких приложений на момент его изготовления вообще не существовало. Также полагала, что 109 подписей избирателей не могут быть признаны недостоверными и недействительными, поскольку в решении отсутствуют какие-либо ссылки на экспертное заключение, из которого следовало бы, что конкретные подписи по конкретным лицам признаны недостоверными. Также в решении отсутствует разграничение недостоверных и недействительных подписей избирателей. Считает, что отсутствие полной даты рождения избирателя, исправления даты рождения без подтверждения избирателем, указание неполных паспортных данных и места жительства избирателя не может являться, основанием для признания подписных листов недействительными, поскольку отсутствует указание на номер и графу подписных листов, подлежащих проверке. Кроме того, она не согласна с тем, что несоответствие даты выпуска подписного листа с датой внесения в него подписей избирателями, сборщиком подписей и кандидатом является основанием для признания подписей недействительными, поскольку нормы федерального и областного законодательства не предусматривают, что дата выпуска подписного листа должна совпадать с датой внесения в него подписи избирателями, сборщиком подписей и кандидатом. В соответствии с представленным ею в избирательную комиссию первым финансовым отчётом, подписные листы изготовлены 31 июля 2010 года в количестве 230 штук и 25 августа 2010 года в количестве 100 штук. В заполненных подписных листах, в которых стоит дата изготовления 31 июля 2010 года, отсутствуют даты внесения подписей избирателями, сборщиками подписей и кандидатом до данного числа. Аналогично и в подписных листах, изготовленных 25 августа 2010 года, отсутствуют даты внесения подписей избирателями, сборщиками подписей и кандидатом до данного числа. Считает, что законом не предусмотрено и такое основание для признания подписных листов недействительными, как не указание места работы кандидата. Кроме того, она не была извещена о времени и месте проведения проверки подписей избирателей, протокол об итогах проверки подписных листов был выдан ей с нарушением срока, установленного законом, что является существенным нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании представитель Ефимовой Е.А. Шаталин Д.Б., действующий на основании доверенности от 29 июля 2009 года, поддержал заявленные требования, и просил суд их удовлетворить.

Председатель избирательной комиссии МО г.Орск Головырских В.Д. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 10 сентября 2010 года Ефимовой Е.А. в удовлетворении заявления отказано.

С таким решением суда Ефимова Е.А. не согласна и в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно пп. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится в п. «д» ч. 22 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области».

В силу п. п. 3, 4 ст. 28 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. При этом для проведения данных проверок избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов ОВД РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ. Их заключение может служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.

В соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Судом установлено, что Ефимова Е.А. 29 августа 2010 года представила в избирательную комиссию МО г.Орск предусмотренные законом документы для регистрации ее в качестве кандидата на должность Главы г.Орска, в том числе 247 подписных листов, содержащих 2 166 подписей избирателей МО г.Орск, собранных в поддержку её выдвижения.

Решением избирательной комиссией МО г.Орск 24 августа 2010 года № 01-07/11-1 утверждена рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. В состав указанной рабочей группы, в том числе, вошла эксперт- криминалист по Восточной зоне ЭКУ УВД по Оренбургской области Б.

Указанная рабочая группа 30 августа 2010 года провела случайную выборку подписей избирателей, отданных в поддержку выдвижения кандидата на должность главы г. Орска Ефимовой Е.А. Выборкой к проверке определены подписные листы № 52, 54, 55-66, 68, 70, 80-87, 180-195, 24-25, 229, 230, 227 (строки № 2, 3).

На основании протокол об итогах проверки подписных листов от 1 сентября 2010 года судом установлено, что из проверенных 394 подписей избирателей избирательной комиссией признано недействительными 24 подписи или 6,09%, недостоверными – 85 подписей или 21,27%, что составило всего недействительных и недостоверных подписей – 109 подписей или 27,66%, т.е. более 10% недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Доводы кассационной жалобы Ефимовой Е.А. о том, что подписи избирателей могут быть признаны недостоверными на основании заключения эксперта, которого не давалось, являются необоснованными.

Поскольку проведённая судом проверка тех же подписных листов показала, что недействительными и недостоверными являются 25,12 % подписей избирателей, то есть более 10 % недостоверных и недействительных подписей от общего количества, то судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что решением избирательной комиссии МО «Город Орск» от 2 сентября 2010 года № 01-07/14-5 Ефимовой Е.А. правильно отказано в регистрации кандидатом на должность Главы г.Орска.

Оснований для признания оспариваемого решения незаконным судом не установлено, следовтаельно, решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Ефимовой Е.А. является законным и обоснованным.

Судом установлено, что избирательная комиссия предприняла необходимые меры для извещения Ефимовой Е.А. о заседании Рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и о заседании избирательной комиссии по вопросу принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации в качестве кандидата, однако Ефимова Е.А. на заседания не явилась. Указанное обстоятельство, подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой.

Ввиду чего, выводы суда о том, что располагая сведениями о надлежащем извещении Ефимовой Е.А. о месте и времени заседания Рабочая группа и избирательная комиссия МО г.Орск правомерно рассмотрели указанные вопросы в её отсутствие.

Доводы кассационной жалобы Ефимовой Е.А. в указанной части также являются необоснованными.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит.

При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Орска от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ефимовой Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: