кассационное определение от 29.09.2010 по делу № 33-5340/2010



Судья Вибе И.Н. Дело № 33-5340/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Малкова А.И.,

судей областного суда Хакимовой О.В., Федотовой Л.Б., с участием прокурора Христич Т.В., при секретаре Гордеевой Е.А., рассмотрев 29 сентября 2010 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Хакимовой О.В. кассационную жалобу Правительства Оренбургской области по гражданскому делу на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2010 года по заявлению прокурора города Новотроицка Оренбургской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области,

установила:

Прокурор города Новотроицка Оренбургской области обратился в Новотроицкий городской суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк. Просил обязать Правительство Оренбургской области принять меры к приведению скотомогильника в надлежащее состояние или его консервации, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Новотроицк (далее администрации МО г.Новотроицк), выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание указанного скотомогильника либо его консервации.

В обоснование заявления указал, что на территории муниципального образования город Новотроицк в поселке Новорудный расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов, являющаяся потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний, поскольку она не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, эксплуатируется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Андреева О.А. заявила отказ от части требований, а именно о признании незаконным бездействия администрации МО г.Новотроицк, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника либо его консервацию.

Определением Новотроицкого городского суда от 14.07.2010 года отказ от заявления в этой части судом принят.м бном заседаниипомощник прокурора г.Новотроицка Андреева О.А. заявила отказ от части требований, а именно о признании незакон

Решением Новотроицкого городского суда от 14 июля 2010 года бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника, расположенного в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области признано незаконным.

Правительство Оренбургской области обязано устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем принятия мер по приведению скотомогильника в поселке Новорудный муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в надлежащее состояние, устранив нарушения, указанные в акте ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 26.11.2009 года.

В кассационной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав судью-докладчика, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявление прокурора города Новотроицка об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области, суд исходил из того, поскольку вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) и его оборудования возлагаются на собственника указанного имущества, которым может являться субъект Российской Федерации, следовательно, бездействие Правительства Оренбургской области по невыполнению требований, изложенных в Акте проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника незаконным в поселке Новорудный от 26.11.2009 года является незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в этой части, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, имеющихся в деле, а также правильном толковании норм материального права. Оснований считать выводы суда ошибочными не имеется.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории муниципального образования город Новотроицк, в 500 метрах от поселка Новорудный расположен скотомогильник (биотермическая яма). Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку отсутствует навес над ямой, площадка для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря.

Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

Судом установлено, что указанный скотомогильник на балансе администрации МО город Новотроицк не состоит.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном применении закона.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп.8,23 п.1 ст.14, пп.7,21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника в пос.Новорудный администрации муниципального образования город Новотроицк не передавались.

С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося в 500 метрах от пос.Новорудный муниципального образования город Новотроицк, и его оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

Доказательств принятия мер по приведению скотомогильника, расположенного в 500 метрах от пос.Новорудный муниципального образования город Новотроицк, в надлежащее состояние и оборудования его, Правительство Оренбургской области не представило.

Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность решения суда в части удовлетворенных требований, а сводятся к переоценке выводов суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360 -366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: