Судья Чадов А.А. Дело № 33-5698/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В., при секретаре Гордеевой Е.А.,
20 октября 2010 года рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Азеева И.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 августа 2010 года по гражданскому делу по иску Азеева И.А. к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании недействительными и отмене приказов Главного управления МЧС Росси по Оренбургской области о создании комиссии и проведении служебной проверки, о наказании.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., Азеева И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области - Старых Е.А. (доверенность от 27.08.2010 года), просившую решение оставить без изменений, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы судебная коллегия
установила:
Азеев И.А. обратился в суд с иском, указав, что проходит службу в должности начальника государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области (СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области). Возглавляемое им учреждение является подчиненным учреждением Главного управления МЧС России по Оренбургской области.
В период с 22 марта 18 апреля 2010 г. он был вынужден использовать часть очередного отпуска с выездом в г. Москву.
В его отсутствие на службе временно исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области полковник И. инициировал проведение служебной проверки в отношение него и подчиненных ему сотрудников.
Так, 31.03.2010 г. был издан приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области № ... «О создании комиссии и проведении служебной проверки» о нарушении сроков, допущенным при производстве пожарно-технической экспертизы.
Согласно Уставу учреждения, по вопросам организации и производства судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области подчиняется Исследовательскому центру экспертизы пожаров ФГУ ВНИИПО МЧС России, а не Главному управлению МЧС России по Оренбургской области.
И. полномочия по проведению служебной проверки никто не делегировал, он не имел права ее назначать и проводить.
Не ознакомив его с приказом и не взяв объяснений, 13.04.2010 г. И. было утверждено заключение о результатах служебной проверки, где сделан вывод о его недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей и рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности по выходу из отпуска.
19.04.2010 г. был издан приказ № ... «О наказании», где сказано о привлечении его к дисциплинарной ответственности по выходу из отпуска. В тот же день его ознакомили с результатами служебной проверки, по результатам которой он представил свой рапорт, с разъяснением об отсутствии у И. полномочий назначать и проводить проверку по судебной экспертизе.
Однако на его рапорт не отреагировали и 17.05.2010 г. был издан приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области № ... «О наказании», которым за неисполнение полномочий, предусмотренных должностными обязанностями и законодательством, он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Считая служебную проверку в отношение него и подчиненных ему сотрудников незаконной, просил суд: отменить наложенное на него дисциплинарное взыскание, признать недействительными и отменить приказы Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 31.03.2010 г. № ... «О создании комиссии и проведении служебной проверки», от 19.04.2010 г. № ... «О наказании», от 17.05.2010 г. № ... «О наказании».
В судебном заседании Азеев И.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильев В.П., действующий на основании доверенности, возражал в удовлетворении исковых требований, в иске просил отказать.
Решением суда в удовлетворении требований Азеева И.А. отказано.
Азеев И.А. с решением суда не согласен и в кассационной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что приказом № ... от 29.03.2006 г. Главного управления МЧС России по Оренбургской области Азеев И.А. назначен .... С 22.03.2010 г. по 18.04.2010 г. Азеев И.А. находился в очередном отпуске
Приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области № ... от 31.03.2010 г. создана комиссия в целях проведения служебной проверки по заявлению гражданина о нарушениях сроков, допущенных при производстве пожарно-технической экспертизы ГУ «Судебно-экспертным учреждением ФПС ИПЛ по Оренбургской области». Пунктом 3 приказа установлен срок проведения проверки – до 09.04.2010 г.
Комиссией было установлено, что в рамках рассмотрения гражданского дела о возмещении ущерба определением судьи Центрального районного суда г.Оренбурга от 10.11.2009 г. была назначена пожарно-техническая экспертиза. Сопроводительным письмом от 23.11.2009 г. определение судьи о назначении экспертизы с приложением документов было направлено в ГУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС ИПЛ по Оренбургской области». Материалы были получены и зарегистрированы 21.12.2009 г. Начальником СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области проведение данной экспертизы было отписано старшим экспертам СЭУ ФПС ИПЛ без оформления письменного поручения, а в виде резолюции без определения сроков производства экспертизы, чем был нарушен п.11 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.08.2005 г. № .... В определении судьи срок проведения экспертизы не был определен.
В соответствие с п.8 приложения к Приказу МЧС РФ от 19.08.2005 г. № ... судебные экспертизы в судебно-экспертном учреждении проводятся, как правило, в порядке очередности поступления материалов в срок, не превышающий 20 суток. 25.02.2010 г. СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области был направлен запрос в адрес суда о предоставлении дополнительной информации. Не получив из суда дополнительную информацию, эксперты пришли к мнению о том, что в материалах дела недостаточно информации и произвели экспертизу с указанием в выводах о невозможности ответа на поставленные вопросы (сопроводительное письмо от 18.03.2010 г.).
Комиссия пришла к выводу, что вина по организации написания пожарно-технической экспертизы (отсутствие контроля за сроком исполнения) лежит на подполковнике внутренней службы Азееве И.А. – начальнике СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области.
За несвоевременное составление сотрудниками СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области судебной экспертизы в соответствие с должностными инструкциями несет ответственность начальник сектора судебных экспертиз Якунин К.Е.. Непосредственно за нарушение сроков проведения пожарно-технической экспертизы отвечают старшие эксперты СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области Гурский С.А. и Никитенко В.А.
Как следует из заключения комиссии, Азеев И.А. не исполнил полномочия, предусмотренные должностными обязанностями и законодательством, чем нарушил п. 6, 10, 11 приложения к Приказу МЧС РФ от 19.08.2005 г. № ... «Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы». Я., Г. и Н. нарушили п.15 приложения к вышеуказанному Приказу МЧС РФ. С указанным заключением Азеев И.А. ознакомлен 19.04.2010 г.
Приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 19.04.2010 г. № ... начальнику сектора судебных экспертиз ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области» Я. строго указано на допущенные нарушения, старшему эксперту ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области» Н. объявлено замечание, начальника ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области» Азеева И.А. и старшего эксперта ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области» Г. решено привлечь к дисциплинарной ответственности по выходу из отпуска.
Согласно акта от 20.04.2010 г., составленного ст. дознавателем ТО ГПН по ВсТ УГПН К., инженером ТО на промышленных объектах УГПН Ш., инженером ТО на промышленных объектах УГПН А., 20.04.2010 г., будучи в помещении Главного управления МЧС России по Оренбургской области Азеев И.А. отказался от дачи объяснений по фактам нарушения должностных обязанностей в ходе проводимых служебных проверок по приказам от 31.03.2010 г. № ... и 09.04.2010 г. № ... При этом представил рапорты о несогласии с проводимыми проверками.
Рапортом от 20.04.2010 г. на имя исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области И.. начальника СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области Азеева И.А. докладывает, что согласно Устава учреждения СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области по вопросам организации и производства судебных экспертиз подчиняется Исследовательскому центру экспертизы пожаров ФГУ ВНИИПО МЧС России и указывает на отсутствие полномочий Главного управления МЧС России по Оренбургской области на проведение служебной проверки.
Приказом Врио начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 17.05.2010 г. № ... начальнику ГУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области» Азееву И.А. объявлен выговор за неисполнение полномочий, предусмотренных должностными обязанностями и законодательством.
Отказывая в удовлетворении требований Азеева И.А., суд правомерно руководствовался указанными в решении правовыми нормами.
Так, ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, № 4202-1, утвержденного ВС Российской Федерации от 23 декабря 1992, действие которого в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года №116-фз «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, установлено, что поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. Сотрудники органов внутренних дел, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях - занимаемой должностью. Начальник при временном исполнении им обязанностей по должности, если об этом объявлено в приказе, пользуется дисциплинарными правами по временно исполняемой должности. Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Приложения № 1 к приказу МЧС РФ от 21 июля 2003 г. № ... «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
В силу п.3 вышеназванного Приложения № 1 начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации является прямым начальником для сотрудников Государственной противопожарной службы, проходящих службу в этом главном управлении, подчиненных органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы.
Начальник органа управления и подразделения Государственной противопожарной службы является прямым начальником для сотрудников Государственной противопожарной службы, проходящих службу в этом органе управления и подразделении Государственной противопожарной службы.
ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области, в соответствии с его Уставом, является самостоятельным подразделением при Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области и относится к пожарно-техническим научно-исследовательским учреждениям.
Общее руководство деятельностью СЭУ ФПС ИПЛ в пределах полномочий, установленных МЧС России, осуществляет в установленном порядке Главное управление МЧС России по Оренбургской области.
По вопросам организации и производства судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ подчиняется Исследовательскому центру экспертизы пожаров федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (п.4 Устава,л.д.28-36).
Согласно пункту 13 Устава СЭУ ФПС ИПЛ возглавляет начальник, который находится в непосредственном подчинении у начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области л.д.33).
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания на Азеева И.А. был наложен уполномоченным лицом.
Доводы кассационной жалобы о незаконности оспариваемых приказов ввиду того, что Главное управление МЧС России по Оренбургской области не наделено полномочиями по проведению служебной проверки и изданию приказов о наказании в части деятельности СЭУ ФПС ИПЛ по Оренбургской области, относящейся к организации и производства судебных экспертиз, были предметом исследования в суде первой инстанции. В решении суда им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Служебная проверка проводилась в связи с полученной жалобой гражданина. Предметом проверки было не производство экспертизы, а исполнение должностных обязанностей.
В ходе проверки доводов жалобы Азеева И.А., как установил суд, было выявлено ненадлежащее исполнение истцом его должностных обязанностей и требований действующего законодательства. Эти вопросы, суд обоснованно признал подконтрольными Главному управлению МЧС России по Оренбургской области.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что суд неполно исследовал юридически значимые по делу обстоятельства.
Поскольку решение суда принято при правильном применении норм материального права, судебная коллегия, рассматривая жалобу Азеева И.А. в пределах ее доводов, считает, что оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Азеева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи