Судья Черникова О.А. Дело № 33-5605/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 07 октября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В., с участием прокурора Омельченко Л.В., при секретаре Терёхиной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдршина Р.Ш. на решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 20 сентября 2010 года по делу по заявлению Абдршина Р.Ш. о признании незаконным о отмене решения окружной избирательной комиссии от 2 сентября 2010 года № 5/1 об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета, регистрации в качестве кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л А:
Абдршин Р.Ш. обратился в суд с заявлением, указав, что решением окружной избирательной комиссии № 5/1 от 2 сентября 2010 года ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 2. Считает указанное решение незаконным, поскольку он 24 августа 2010 года представил в ОИК № 2 подписные листы с подписями избирателей. Собранными в его поддержку, в количестве 64 штук с общим числом подписей 456 и список лиц. Осуществлявших сбор подписей. 30 августа 2010 года рабочая группа провела проверку подписных листов. В результате были признаны недействительными 57 подписей, что составило 45 % от проверенных подписей избирателей. Считает, что все подписи оформлены в соответствии с требованиями закона. Он не имел возможности дать пояснения рабочей группе, т.к. проверка была организована таким образом, чтобы исключить его участие в ней. Ведомость проверки подписных листов не содержит указаний на номер и строку подписного листа, в которой подписи признаются недействительными, что является нарушением его избирательных прав. Заседание комиссии по вопросу его регистрации было назначено на 3 сентября 2010 года, однако 31 августа 2010 года ему сообщили, что заседание комиссии перенесено на 2 сентября 2010 года. Когда он прибыл на заседание комиссии ему сообщили, что будет проведено еще одно заседание рабочей группы по проверке подписей. В результате повторной проверки были выявлены 98 недействительных подписей. Сразу после проверки было проведено заседание окружной избирательной комиссии, на которой принято решение об отказе в его регистрации. При этом протокол дополнительной проверки ему вручен не был. 3 сентября 2010 года он получил решение избирательной комиссии, вместе с которым ему вручили протокол дополнительной проверки. Полагает, что повторная проверка подписей запрещена законом. Делалась видеозапись, на которой видно, что председатель комиссии водила шариковой ручкой по листам, что не исключает возможности внесения ею исправлений в подписные листы. Большинство членов комиссии являются муниципальными служащими, в связи с чем зависимы от кандидатов А.В. и Ю.Н. по этому же округу. Просил признать решение избирательной комиссии незаконным и обязать зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., Абдршина Р.Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя избирательной комиссии № 2 Д.В., действующего на основании доверенности от 06.09.2010 года, просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, проверив доводы кассационной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 от 02.09.2010 года № 5/1 Абдршину Р.Ш. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета.
В соответствии со ст.259 ч.1 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из материалов дела следует, что Абдршин Р.Ш. уведомил ОИК № 2 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 2 13 августа 2010 года.
24 августа 2010 года он представил в избирательную комиссию протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку кандидата и подписные листы с подписями избирателей.
Согласно протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета Абдршина Р.Ш. подвергнуты проверке 126 подписей избирателей, что составляет 30% от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата.
По итогам проверки 30.08.2010 года были признаны недействительны 57 подписей избирателей, что составило 45% от общего количества подписей, подлежащих проверке.
В последующем в пределах установленного для проверки подписей срока и права, предоставленного законом окружной избирательной комиссии, последняя направила на почерковедческое исследование подписные листы №....
Согласно справке об исследовании № 4/345 от 31 августа 2010 года в подписных листах, за исключением листа № ... дата внесения подписи выполнена одним лицом в 17 случаях.
По итогам дополнительной проверки 02.09.2010 года, ранее отобранных подписных листов 30.08.2010 года, были признаны недействительными 98 подписей избирателей, что составило 78% от общего количества подписей, подлежащих проверке на основании п.5, 6, 7 пп. «в», «г», п.11 ч.11 ст.34 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области»
В соответствии с ч.11 ст.34 недействительными считаются:
5) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
6) подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи, а также подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями;
(п. 6 в ред. Закона Оренбургской области от 04.05.2010 N 3557/831-IV-ОЗ)
7) все подписи избирателей в подписном листе в случае:
в) если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения;
11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1 - 3 к настоящему Закону;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 7 статьи 32 настоящего Закона;
13) подписи избирателей, внесенные ими в подписной лист позже даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей.
Отказывая в удовлетворении заявления Абдршина Р.Ш., суд исследовал подписи из числа проверенных и пришел к выводу, что подписные листы ... изготовлены без соблюдения требований п.12 ст.32 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», т.к. в этих подписных листах заверительные подписи сборщика и кандидата проставлены не после последней, т.е. не непосредственно после подписи избирателя. В подписных листах ... дата внесения подписи выполнена одним лицом в 17 случаях. Подписи в строке ..., в строке ... обоснованно исключены из подсчета, т.к. даты имеют неоговоренные исправления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: подписными листами, протоколами их проверки, справкой об исследовании ....
Доводы кассационной жалобы о том, что председатель комиссии держала в руках шариковую ручку и неоднократно проводила ручкой по подписным листам, что явилось причиной вновь выявленных исправлений имеющимися в деле доказательствами не подтверждаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что повторная проверка подписей избирателей не предусмотрена законом являются несостоятельными, поскольку как Федеральный закон, так и закон субъекта о выборах предусматривают определенный срок, в течение которого должна быть проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Законом Оренбургской области установлен десятидневный срок для проведения такой проверки.
Из материалов дела видно, что этот срок избирательной комиссией был соблюден.
Следовательно, действующее избирательное законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата лишь определенным сроком и не исключает возможности проведения дополнительной проверки подписных листов, но в течение установленного законом срока для проведения такой проверки.
Что касается нарушения сроков передачи Абдршину Р.Ш. протокола о результатах дополнительной проверки, то данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии, о чем суд обоснованно указал в решении.
Доводы кассационной жалобы о том, что большинство членов избирательной комиссии находятся в прямом подчинении у кандидатов А.В., Ю.Н., что является нарушением ст.22 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», являются необоснованными, поскольку указанные кандидаты зарегистрированы по другому избирательному округу, о чем Абдршин Р.Ш. и указывает в исковом заявлении и в кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд правильно пришел к выводу, что окружная избирательная комиссия обоснованно отказала Абдршину Р.Ш. в регистрации кандидатом в депутаты Оренбургского городского Совета, поскольку было выявлено более 10% недействительных подписей и отказал в удовлетворении его заявления.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: