судья Маслова Л.А. Дело № 33-6291/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 10 ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В., с участием прокурора Горнике Н.В., при секретаре Гордеевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хакимовой О.В. кассационное представление прокурора Оренбургской транспортной прокуратуры на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 03 сентября 2010 года по делу по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральской железной дороги» - филиала ОАО «РЖД» о признании незаконной эксплуатации локомотивов, о запрете эксплуатации локомотивов,
У С Т А Н О В И Л А:
Оренбургский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральской железной дороги» - филиала ОАО «РЖД» о признании незаконной эксплуатации локомотива, о запрете эксплуатации локомотива 2ТЭ-10М 0282 секция А. По данному исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-1551/2010.
Оренбургский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц также обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Южно-Уральской железной дороги» - филиала ОАО «РЖД» о признании незаконной эксплуатации локомотива, о запрете эксплуатации локомотива 2ТЭ-10М 0282 секция Б. По данному исковому заявлению возбуждено гражданское дело № 2-1553/2010.
Определением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 03.08.2010 года указанные дела соединены в одно производство.
В обоснование требований прокурор ссылается на то, что Уральской транспортной прокуратурой совместно с Оренбургской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Эксплутационном локомотивном депо ст. Оренбург в период с 17.02.2010 года по 19.02.2010 года установлено, что названным предприятием допускается эксплуатация локомотивов с истекшим сроком службы. Срок службы тепловозов 2ТЭ-10М 0282 секция А и 2ТЭ-10М 0282 секция Б установлен 26 лет со дня зачисления в парк, согласно письма Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Цттр-7/111.
Следовательно, срок службы тепловоза 2ТЭ-10М 0282 секция А дата постройки 08.09.1981 года, истек 08.09.2007 года. Срок службы тепловоза 2ТЭ-10М 0282 секция Б дата постройки 08.09.1981 года, истек 08.09.2007г.
В соответствии с п. 4.10 ГОСТ 27.002-89, в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
Вопреки указанным требованиям, названный локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
В судебном заседании прокурор Горнике Н.В. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Михалева Т.И. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Оренбургского транспортного прокурора отказано.
В кассационном представлении Оренбургский транспортный прокурор просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Заслушав судью-докладчика, выслушав прокурора Горнике Н.В., поддержавшего кассационное представление, представителя ответчика Михалеву Т.И. (доверенность от 25.12.2009 года), просившую оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, Уральской транспортной прокуратурой совместно с Оренбургской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Эксплуатационном локомотивном депо ст. Оренбург. В ходе проверки установлено, что названным предприятием допускается эксплуатация локомотивов 2ТЭ-10М 0282 секция А и 2ТЭ-10М 0282 секция Б с истекшим сроком службы.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ 27.002-89, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 № 3375 (далее - ГОСТ 27.002-89) срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В п.1.3 Приложения к ГОСТ 27.002-89 указано, что объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.
Из сообщения начальника эксплуатационного Локомотивного депо Оренбург от 08.09.2010 года следует, что локомотиву локомотивов 2ТЭ-10М 0282 секциям А и Б место приписки: ТЧ Оренбург, был произведен капитальный ремонт 28.05.2009г. на Уссурийском тепловозоремонтном заводе без продления срока службы, связи с тем, что разработка технических решений и инструктивных указаний по продлению срока службы локомотивов была утверждена лишь 31.03.2010г. №10 ПКБ ЦТ-769. Данному локомотиву был произведен заводской ремонт с проведением дефектоскопии и необходимого ремонта деталей и узлов, отвечающих за безопасность движения. Данный локомотив эксплуатируется по настоящее время, ремонт ТО-6, разработанный для увеличения срока ходовой части локомотива будет произведен в 2012 году при проведении ТР-3, локомотив будет отставлен от эксплуатации только после распоряжения ЦТ (на основании инструкции по учету наличия и состояния локомотивов ОАО РЖД №2293р от 11.11.2009г.).
Согласно п. 2.5 указанного стандарта предельное состояние это состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Доказательств подтверждающих, что локомотив достиг предельного состояния в материалах дела, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Оренбургского транспортного прокурора, поскольку истцом не представлены доказательства того, что локомотивы 2 ТЭ-10М 0282 секции А и Б не соответствуют требованиям соответствующих стандартов, норм, правил, а также Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, как это предусмотрено в ст. 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте» и создают реальную опасность причинения вреда.
Доводы кассационного представления о том, что суд неправильно применил положения п. 4.10 ГОСТ 27.002-89 не могут быть признаны обоснованными.
В Приложении к ГОСТу 27.002-89 «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» разъяснено, что термин «срок службы» - является технико-экономической характеристикой и не относится к показателям надежности (показателям долговечности). При достижении объектом назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от назначенного объекта, особенности эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен в средний или капитальный ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован или может быть принято решение о продолжении эксплуатации. Таким образом, данным ГОСТом установлена возможность эксплуатации технических объектов по истечении срока службы.
Доводы кассационного представления были предметом судебного разбирательства и получили в решении суда правовую оценку. Кроме того, они направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, однако суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал оценку установленным доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо нарушений норм материального права, а также нарушений требований процессуального законодательства, влекущих за собой обязательную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 360, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Промышленного районного суда города Оренбурга от 03 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление Оренбургского транспортного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: