Судья: Хлопина И.В. Дело № 33-6940/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2010 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего – судьи Васильева Ф.И.,
судей Кужабаева М.Д., Коваленко А.И.,
при секретаре Афанасьевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой Г.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о признании отказа в предоставлении отпуска незаконным, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2010 г.,
установила:
Зверева Г.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к УФССП по Оренбургской области, указав, что у ответчика она работала <данные изъяты>. В соответствии с действующим законодательством имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и отпуск за ненормированный рабочий день. Оба отпуска должны предоставляться ежегодно. Отпуск за 2009 год ей предоставлялся в апреле 2009 года, за 2006-2007 год отпуск не предоставлялся. Согласно графику отпусков, в 2010 году отпуск ей должны были предоставить с 23.11.2010 г., т.е. через год и восемь месяцев после предыдущего, что считает нарушением установленных правил. В связи с возникшими семейными обстоятельствами Зверева Г.А. обратилась с заявлением о предоставлении части ежегодного отпуска на 19 календарных дней, начальником отдела оно было подписано, однако она получила письменный отказ от заместителя руководителя УФССП по Оренбургской области ФИО11 Тогда она написала заявление на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, который по графику отпусков полагался истице в мае, но не был предоставлен в связи с производственной необходимостью. Начальником отдела заявление было подписано, но ФИО11 также было отказано в предоставлении отпуска. Когда она попросила дать ей мотивированный отказ, был издан приказ о предоставлении ей отпуска на 3 календарных дня, в то время как начальником отдела подписано на 10 календарных дней.
Истица просила суд признать незаконным отказ заместителя руководителя ФИО11 в предоставлении ей части ежегодного отпуска на 19 календарных дней и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью 10 календарных дней.
В судебном заседании Зверева Г.А. свои исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Зубко С.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 12.10.2010 г. исковые требования Зверевой Г.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО11 в предоставлении Зверевой Г.А. дополнительного отпуска за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней. В удовлетворении остальной части иска Зверевой Г.А., суд отказал.
В кассационной жалобе УФССП по Оренбургской области просит отменить решение суда, в части удовлетворения требований истицы, поскольку выводы суда основаны на неверном применении норм материального права.
Заслушав доклад судьи Кужабаева М.Д., пояснения представителя УФССП по Оренбургской области – Харитоновой Е.Л., действующей на основании доверенности №53/15-02 от 11.01.2010г., поддержавшей кассационную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании служебного контракта № 407 и дополнительного соглашения к служебному контракту от 21.03.2007 г. Зверева Г.А. проходила государственную гражданскую службу по должности <данные изъяты> Оренбургского районного отдела судебных приставов.
В соответствии с п.п.1,9 ст. 46 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.
Согласно графику отпусков на 2010 год основной отпуск у истицы по графику запланирован с 22.11.2010 г.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении требований истицы в части признания незаконным отказа работодателя в предоставлении ей части основного отпуска на 19 календарных дней в июле 2010 года, является правильным, основанным на верном применении норм действующего законодательства и соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с п.п.3,4 ст. 45 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней (абз.1 п.3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090).
Согласно п. 5 ст. 45 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно служебному контракту № 407 Зверевой Г.А., как государственному гражданскому служащему, установлен ненормированный служебный день.
В соответствии с п. 3.7. Служебного распорядка Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, утвержденному приказом Управления от 06.12.2006 г. № 576, служащим Управления с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск для служащих, замещающих старшие должности гражданской службы — продолжительностью до 10 календарных дней (без использования по частям).
Аналогичное положение содержится в п. 3.7. Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 03.08.2006 № 96, зарегистрированного в Минюсте РФ 15.09.2006 № 8272.
В соответствии с п. 3.8 Служебного распорядка Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день не может быть менее трех календарных дней.
Таким образом, судебному приставу-исполнителю может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день сроком от 3 до 10 календарных дней, в связи с чем, указание суда в решение о том, что продолжительность этого отпуска составляет 10 дней, является неправильным.
В тоже время, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день должен определяться по соответствующим должностям гражданской службы, но не в отношении каждого служащего индивидуально.
В кассационной жалобе ответчик указывает, что руководитель УФССП в каждом конкретном случае, принимая решение о продолжительности предоставляемого дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, учитывает объем и качество выполняемой служащим работы и ссылается при этом на пункт 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день.
Данные доводы ответчика являются несостоятельными.
В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090, продолжительность дополнительного отпуска зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений является запрет дискриминации в сфере труда, обеспечение равенства прав и возможностей работников.
Отказывая Зверевой Г.А. в предоставлении отпуска в количестве 10 дней, ответчик не указал, какими нормами права он руководствовался, не изложил мотивы, по которым он отказал в предоставлении данного отпуска в количестве более трёх дней. В приказе №2045-ко от 27.07.2010г. о предоставлении Зверевой Г.А. дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, также не указано, по каким основаниям ей предоставляется отпуск в количестве трёх дней, а не десяти.
Таким образом, несмотря на то, что служебным распорядком Управления предусмотрена продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день от 3 до 10 дней, отказ работодателя в предоставлении истице дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью 10 календарных дней нельзя признать законным, поскольку ответчиком не указаны основания такого отказа.
Предоставление государственным служащим, замещающим равные должности, дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день разной продолжительности, без указания при этом оснований принятого решения, является нарушением гарантированных законом прав служащего, а также основных принципов правового регулирования трудовых отношений (запрет дискриминации в сфере труда, обеспечение равенства прав и возможностей работников).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права при принятии решения, которые могут являться основанием для отмены решения суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 361 – 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2010 г., оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: