судья Коробкина Н.А. Дело № 33-7182/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Жуковой Н.В., судей Федотовой Л.Б. и Сорокина В.И., при секретаре Дроновой Т.М., рассмотрев 22 декабря 2010 года в г.Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуковой Н.В. кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Маленковой В.Б. на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 2 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску Оренбургского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Маленковой В.Б. о взыскании задолженности по таможенным платежам путем обращения взыскания на товар,
заслушав судью-докладчика, объяснения ответчицы ИП Маленковой В.Б. и ее представителя Щ.С.В., действующего на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Оренбургской таможни З.С.А., П.А.В., действующих на основании доверенностей, просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ИП Маленковой В.Б., указав, на основании решения и.о. начальника Оренбургской таможни № 104090001/210110/Р0005 от 21.01.2010 г. в отношении ИП Маленковой В.Б. была проведена специальная таможенная ревизия по вопросу проверки факта выпуска товаров - одежда детская в свободное обращение на таможенной территории РФ, а также соблюдения таможенного законодательства в части таможенных пошлин, налогов и соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, находящегося в реализации на торговых местах 100, 101, 102 павильона № 6 рынка Локомотив, расположенного по адресу: Оренбург, ул. Кондукторская, 2. Основанием для проведения специальной таможенной ревизии послужила информация, полученная из оперативно розыскного отдела Оренбургской таможни. Согласно информации оперативно-розыскного отдела Оренбургской таможни на торговых местах №№ 100, 101, 102 павильона № 6 рынка «Локомотив», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Кондукторская, 21, ИП Маленкова В.Б. осуществляет реализацию товаров предположительно иностранного происхождения, возможно не оформленных в таможенном отношении. 23.03.2010 г. Оренбургской таможней совместно с Оренбургской транспортной прокуратурой и сотрудниками ЦБ ППР и A3 УВД по Оренбургской области проведен таможенный контроль в форме осмотра помещений и территорий с применением фотосъемки на торговых местах №№ 100, 101, 102 павильона № 6 рынка «Локомотив», где был представлен к реализации товар - детская одежда в ассортименте. Осмотр проводился в присутствии ИП Маленковой В.Б., представителя владельца торговых помещений и двух понятых. По результатам осмотра помещений, территорий установлено торговых местах №№ 100, 101, 102 павильона № 6 рынка «Локомотив» Маленковой В.Б. предложен к реализации товар - детская одежда в ассортименте. На этикетках, ярлыках детской одежды имеются надписи на иностранном языке, указаны сведения о стране происхождения товаров «made in CHINA», «made in TURKEY», «Thailand». Информация о стране происхождения, заводе изготовителе и его местонахождении на русском языке отсутствует. Коммерческое использование товаров, находящихся на торговых местах №№ 100, 101, 102 павильона № 6 рынка «Локомотив» подтверждается наличием на товаре ценников (с указанием цены товара, страны происхождения), что подтверждает факт предъявления товаров к продаже. По результатам осмотра было установлено нарушение ИП Маленковой В.Б. положений ст. 7, 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановления Правительства от 15.08.1997 № 1037 « О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке», которое выражается в предъявлении к продаже товаров с отсутствием на них информации на русском языке, информация указана на иностранном языке. Информация на русском языке должна доводиться до потребителей в документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Таким образом, предъявленный к продаже товар не соответствует требованиям, предъявляемым к производителям и продавцам легитимной продукции. При ввозе на таможенную территорию товаров иностранного производства – изделия швейные: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 766 «Об утверждении Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» необходимо представление декларации соответствия, т.к. данный товар входит в перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия; согласно Письма ФТС от 27.03.2008г. № 01-11/11534 «О направлении списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении» необходимо представление санитарно-эпидемиологического заключения, т.к. данный товар входит в список товаров, на которые необходимо представление эпидемиологического заключения. Данные сертификаты в соответствующих органах получают лица, ввозившие на территорию России иностранные товары, а в случае их реализации на территории России в обязательном порядке передать сертификаты, санитарно-эпидемиологическое заключение лицу, приобретающему иностранный товар на территории России, заверяющего печатью. Фактически при каждой перепродаже иностранного товара, указанные документы заверяются лицом, осуществляющим продажу (Постановление Правительства Российской федерации от 19.01.1998 г. № 55). Таким образом, данные документы свидетельствуют о легальности ввоза товара на территорию России и в свою очередь позволяют установить лицо, получившее сертификат, а также лицо, реализующее товары. В соответствии с положением п. 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, при торговом обороте на территории РФ, в том числе и для иностранных товаров, необходимо наличие следующих документов, а именно: сертификат или декларация о соответствии, копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификату), нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товаросопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию, сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию и орган ее зарегистрировавший. 21.01.2010 г. у ИП Маленковой В.Б. по устному запросу Оренбургской таможни были затребованы документы, необходимые при товарообороте на территории РФ в соответствии с п. 12 Постановления правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, а именно: сертификат или декларации о соответствии и санитарно-эпидемиологические заключения, документы, содержащие сведения выпуска товара таможенными органами и др. Запрошенные документы ИП Маленковой В.Б. представлены не были, тем самым она нарушила положения Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, обязывающие продавца иметь данные документы при реализации товара на торговой точке. В ходе проведения проверочного мероприятия, ИП Маленковой В.Б. по требованию таможенного органа были представлены товарные накладные № 73 от 12.01.2010 г., № 155 от 17.01.2010 г., выданные ЗАО «Контракт» (г. Москва) Оренбургской таможней в МИФНС России № 46 по г.Москве. В отношении ЗАО «Контракт» был направлен запрос о подтверждении регистрации данного юридического лица. Из полученного ответа следует, что в регистрационной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц Инспекций, сведения о регистрации ЮЛ «Контракт» отсутствуют. Таким образом, документы, представленные ИП Маленковой В.Б., не являются документами, подтверждающими легальность нахождения торговом обороте на территории Российской Федерации. В связи с отсутствием документов, являющихся обязательными при обороте товаров иностранного производства на территории РФ, по результатам осмотра помещений в соответствии с п. 3 ст. 376 ТК РФ в отношении ИП Маленковой В.Б. 21.01.2010 г. назначена специальная таможенная ревизия по вопросу проверки лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, в части проверки факта выпуска товаров. В соответствии с п. 27 Приказа ФТС России от 06.11.2008 г. «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии» 21.01.2010 г. ИП Маленковой В.Б. вручена копия Решения о проведении специальной таможенной ревизии № 104090001/210110/Р0005 от 21.01.2010 г., требование о предоставлении документов и сведений, уведомление от 21.01.2010 г., где в соответствии п. 1, 2 ст. 391 ТК РФ, разъяснено предоставленное ей право уплатить таможенные платежи в соответствии со ст. 327 ТК РФ, и выполнить требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, либо обеспечить уплату таможенных платежей в соответствии со ст. 31 ТК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 377 ТК РФ в связи с отсутствием у проверяемого лица коммерческих документов, в которых были бы отражены сведения о выпуске товаров таможенными органами, 21.01.2010 г. на основании Постановления об изъятии товара в количестве 108 единиц - детская одежда в ассортименте, товар изъят и помещен на склад временного хранения Оренбургской таможни по адресу г. Оренбург, ул. Шевченко, 20. В целях определения рыночной стоимости товара в соответствии со ст. 378 ТК РФ, 22.01.2010 г. была назначена товароведческая экспертиза которая проводилась Экспертно-криминалистической службой - региональным филиалом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Уфа. 22.01.2010 г. ИП Маленкова В.Б. была ознакомлена с постановлением о назначении товароведческой экспертизы, с вопросами, поставленными перед экспертом, а также ей были разъяснены права, предусмотренные ст. 382 ТК РФ, что подтверждено подписью указанного лица в постановлении о назначении экспертизы. В результате проведения товароведческих экспертиз (заключение эксперта № 2-027/10 от 27.01.2010 г.) определена рыночная стоимость товара. Общая рыночная стоимость изъятого товара составила 26 700 руб., к заключению эксперта приложены фотоматериалы. В соответствии с выставленным требованием о предоставлении документов и сведений ИП Маленковой В.Б. документы представлены частично. Представленные документы приняты по Актам приема-передачи документов от 28.01.2010 г. В связи с тем, что ИП Маленковой В.Б. в соответствии с положением п. 12 Постановления правительства РФ от 19.01.1998 г. представлены документы, необходимые при торговом обороте на территории РФ, в т.ч. и для иностранных товаров (сертификат или декларация о соответствии, санитарно-
эпидемиологические заключения) материалы проверки направлены в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. Таким образом, ИП Маленковой В.Б. документы, подтверждающие таможенное оформление товаров, в ходе специальной таможенной ревизии представлены не были, товары считаются не выпущенными в свободное обращение. Согласно законодательству РФ, оборот иностранных товаров на таможенной территории РФ возможен при условии перемещения таких товаров через таможенную границу РФ путем выпуска их для свободного обращения, т.е. после уплаты в отношении товаров таможенных пошлин и налогов, а также соблюдения всех запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться иностранными товарами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотренные ТК РФ. Отсутствие необходимых документов при реализации товаров иностранного производства обязательных при обороте товаров на территории Российской Федерации (Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55), свидетельствует об их ввозе на таможенную территорию, нарушением установленного порядка, т.е. незаконном ввозе. ИП Маленкова В.Б. должна была убедиться в наличии, либо отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений, деклараций соответствия на приобретаемый товар, предназначенный для последующей его реализации. Таким образом, покупка товара иностранного производства, который не прошел таможенное оформление, либо осуществлен с нарушением установленного порядка, является сделкой противоречащей закону. Согласно расчету, причитающихся к уплате таможенных платежей, произведенного отделом таможенных платежей Оренбургской таможни, их сумма составила 6 748 руб. 17 коп. Данным правом ИП Маленкова В.Б. не воспользовалась. Истец просил суд взыскать таможенные платежи в сумме 6748 руб. 17 коп., начисленные по результатам специальной таможенной ревизии по вопросу соблюдения таможенного законодательства в части уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, находящихся у лиц, осуществляющих оптово-розничную торговлю на территории РФ путем обращения взыскания на товар - детская одежда 108 ед., находящийся на складе временного хранения Оренбургской таможни по адресу: г.Оренбург, ул. Шевченко, 20. Исполнительный лист в соответствии со ст. 318, 319 АПК РФ направить для исполнения в соответствующую службу судебных приставов по месту нахождения товара: г.Оренбург, ул. Шевченко, 20. Сумму таможенных платежей перечислить в федеральный бюджет с зачислением их на счет Оренбургской таможни.
В суде первой инстанции представитель Оренбургского транспортного прокурора Г.Н.В. уточнил, что в заявлении имеются опечатки, а именно: в дате, не 23.01.2010 г., а 21.01.2010 г., в номере павильона, не № 6, а № 4, исполнительные листы направить в службу судебных приставов в соответствии с нормами ГПК РФ, а не АПК РФ. Заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Ответчица ИП Маленкова В.Б. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчицы Щ.С.В. просил в удовлетворении иска отказать.
Представители третьего лица Оренбургской таможни З.С.А., П.А.В. поддержали заявленные требования.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02.09.2010 г. исковые требования Оренбургского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Маленковой В.Б. о взыскании задолженности по таможенным платежам путем обращения взыскания на товар удовлетворены. Взысканы таможенные платежи в сумме 6748 руб. 17 коп., начисленные по результатам таможенной ревизии по вопросу соблюдения таможенного законодательства в части уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, находящихся у лиц, осуществляющих оптово-розничную торговлю на территории Российской Федерации путем обращения взыскания на товар - детская одежда - 108 единиц, находящийся на складе временного хранения Оренбургской таможни по адресу: г.Оренбург, ул. Шевченко, 20. Сумму таможенных платежей перечислись в федеральный бюджет с зачислением их на счет Оренбургской таможни.
С решением суда не согласна ИП Маленкова В.Б. и в своей кассационной жалобе просит его отменить с прекращением производства по делу.
Проверив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и производство по делу прекратить по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Оренбургским транспортным прокурором на основании ст. 352 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, предъявлены исковые требования к ИП Маленковой В.Б. о взыскании задолженности по таможенным платежам.
Согласно ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Таможенные платежи являются обязательными платежами, предусмотренными законом.
Таким образом, данные правоотношения подведомственны Арбитражному суду Оренбургской области.
В силу пункта 4 части 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 134 ГПК РФ.
Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу прекратить.
Учитывая, вышеуказанные правовые нормы, обстоятельства по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение суда подлежит отмене, а производство по данному гражданскому делу подлежит прекращению, поскольку заявление Оренбургского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Маленковой В.Б. о взыскании задолженности по таможенным платежам путем обращения взыскания на товар не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 2 сентября 2010 года по гражданскому делу по иску Оренбургского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Маленковой В.Б. о взыскании задолженности по таможенным платежам путем обращения взыскания на товар отменить и производство по настоящему делу прекратить.
Председательствующий:
Судьи: