кассационное определение от 19.01.2011 года № 33-179/2011



Судья: Цинк Л.А. Дело № 33-179/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Коваленко А.И., Малкова А.И.,

при секретаре Ерш Е.Н.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 19 января 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления социальной политики, образования и культуры муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 6 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску Абдулинского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах малолетнего Мартыновича О.А. и его матери Мартынович Т.А. к Администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области в лице Управления социальной политики, образования и культуры об обеспечении конституционного права ребенка на дошкольное образование,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

установила:

Абдулинский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд в интересах малолетнего Мартыновича О.А., *** года рождения, и его матери Мартынович Т.А. к Администрации МО Абдулинский район в лице Управления социальной политики, образования и культуры об обеспечении ребенка путёвкой в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в январе 2008 года к ответчику для получения путёвки в МДОУ «Детский сад № 1 «Светлячок» обратилась Мартынович Т.А. с заявлением о постановке на соответствующую очередь своего малолетнего сына – Мартыновича О.А. По результатам рассмотрения заявления Мартынович Олег в 2008 году был поставлен на очередь. Однако, до настоящего времени его конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не реализовано. Он лишён возможности осваивать общеобразовательные программы дошкольного образования в связи с тем, что органом местного самоуправления не приняты меры по предоставлению ему путевки в МДОУ.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор и Мартынович Т.А. исковые требования поддержали в полном объёме, просили суд их удовлетворить.

Представитель Управления социальной политики, образования и культуры администрации МО Абдулинский район Шакиров Р.В., действующий на основании доверенности от 15 ноября 2010 года, иском не согласился.

Решением суда от 6 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворён. Администрация МО Абдулинский район Оренбургской области в лице Управления социальной политики, образования и культуры обязана предоставить Мартыновичу О.А. путёвку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

С таким решением суда не согласно Управление социальной политики, образования и культуры администрации МО Абдулинский район которое в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела были допущены нарушены нормы материального и процессуального права.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 11 ч. 1 ст. 4 Устава МО Абдулинский район Оренбургской области к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно пунктов 27, 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей.

Судом установлено, что Мартынович О.А. до настоящего времени не реализовал своё конституционное право на дошкольное образование, хотя его матерью подано заявление о предоставлении места в детском саде № 1 в январе 2008 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что поскольку законодательством прямо предусмотрена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органами местного самоуправления муниципальных районов, то большая очередность при получении путёвок в дошкольные образовательные учреждения, отсутствие свободных мест и достаточного финансирования для строительства новых дошкольных образовательных учреждений, не может являться препятствием в реализации Мартынович Олегом своего конституционного права на дошкольное образование.

Кроме того, судом верно указано, что обеспечение конституционного права на дошкольное образование законом не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от наличия финансовых средств.

Доводы кассационной жалобы Управление социальной политики, образования и культуры администрации МО Абдулинский район в этой части являются необоснованными.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит.

При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 6 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления социальной политики, образования и культуры муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: