кассационное определение от 09.02.2011 года по делу № 33-706/2011



Судья Дахно Г.А. Дело № 33-706/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 9 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Петерс И.А., судей областного суда Долгополовой Н.Н., Федотовой Л.Б., при секретаре Плотниковой Ю.Г., с участием прокурора областной прокуратуры Омельченко Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судью Федотовой Л.Б. кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Прокофьевой О.В. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2010 года по делу по заявлению прокурора Курманаевского района в интересах государства и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Курманаевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Прокофьевой О.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Курманаевского района в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Прокофьевой О.В., указав, что 21 мая 2010 года Курманаевским районным судом было вынесено три решения о возложении на муниципальное образование Байгоровский сельсовет Курманаевского района обязанности по постановке трех бесхозных артезианских скважин на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 22.06.2010 года судебным приставом-исполнителем Прокофьевой О.В. на основании исполнительного документа были возбуждены три исполнительных производства. В добровольном порядке решение суда ответчиками не исполнялось, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель должен был принять действенные меры к принудительному исполнению решения суда. Однако судебный пристав-исполнитель Курманаевского РОСП Прокофьева О.В. фактически бездействует, не принимая мер к исполнению исполнительного документа. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Прокофьевой О.В. по неисполнению исполнительного листа Курманаевского районного суда от 21 мая 2010 года №; обязать судебного пристава-исполнителя Прокофьеву О.В. в срок до 15 января 2011 года принять предусмотренные законом исчерпывающие меры по исполнению указанного листа.

В судебном заседании прокурор Курманаевского района Ярыгин А.В. заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Судебный пристав-исполнитель Прокофьева О.В. просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2010 года заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.

В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель Прокофьева О.В. просит отменить указанное решение районного суда.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., прокурора Омельченко Л.В., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов предусмотрен главой 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст. 441 ГПК РФ.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007года N229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 того же Федерального закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Удовлетворяя требования прокурора и признавая незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя, суд установил, что после возбуждения 22 июня 2010 года исполнительного производства, должнику было предложено добровольно в срок 5 дней исполнить требование прокурора и немедленно сообщить об исполнении судебному приставу- исполнителю. При этом исполнение судебного решение фактически до 15 сентября 2010 года не контролировалось, что явилось нарушением требований статьи 36 названного выше закона.

После 15 сентября 2010 года судебный пристав-исполнитель принимал предусмотренные федеральным законом «Об исполнительном производстве» меры, для исполнения должником требований, изложенных в исполнительном листе, а именно назначил новый срок для исполнения требований, взыскал исполнительный сбор, вручил должнику предупреждение о привлечении к уголовной ответственности. При этом довод прокурора о том, что судебный пристав - исполнитель должен был применить к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованным и свидетельствующим о бездействии судебного пристава, поскольку из материалов дела следует, что оснований для наложения такого штрафа, не имелось. Кроме того, по смыслу и содержанию главы 25 ГПК РФ, суд, при рассмотрении жалобы на действия или бездействия судебного пристава-исполнителя не вправе обязать судебного пристава наложить на кого бы то ни было административный штраф. Указание же в резолютивной части решения суда на обязанность судебного пристава-исполнителя принять «исчерпывающие меры» по исполнению трех решений Курманаевского районного суда от 21 мая 2010 года, нельзя признать правильным, поскольку такое решение суда не отвечает требованиям полноты и определенности выносимого судебного решения и фактически является неисполнимым, чем нарушается требования статьи 198 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах, следует признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Прокофьевой О.В. по неисполнению исполнительного листа Курманаевского районного суда от 21 мая 2010 года № в период с 22 июня 2010 года по 15 сентября 2010 года, в связи с чем решение суда подлежит изменению, а резолютивная часть изложению в другой редакции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2010 год изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: «Заявление прокурора Курманаевского района Ярыгина А.В. удовлетворить частично. Признать незаконным в период с 22 июня 2010 года по 15 сентября 2010 года бездействие судебного пристава-исполнителя Курманаевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Оренбургской области Прокофьевой О.В. по неисполнению трех решений Курманаевского районного суда Оренбургской области от 21 мая 2010 года о возложении на администрацию муниципального образования Байгоровский сельсовет Курманаевского района обязанности по постановке трех бесхозяйных артезианских скважин, расположенных в с.Байгоровка на склоне долины реки Бузулук в 250 метрах от кладбища, в 150 метрах от школы и в 200 метрах к югу на учет в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.»

Председательствующий:

Судьи: