Судья: Ярыгина Е.Н. Дело № 33-846/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Сорокина В.И.,
при секретаре Плотниковой Ю.Г.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 16 февраля 2011 года в открытом судебном заседании кассационное представление участвующего в деле прокурора Советского района г.Орска Прониной Т.С. и кассационную жалобу Закрытого акционерного общества «Орский мясокомбинат» на решение Советского районного суда г.Орска от 6 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ЗАО «Орский мясокомбинат» о признании незаконными действий, бездействия, возмещении материального ущерба и производстве рекультивации земли,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую кассационное производство по кассационному представлению прекратить в связи с отзывом его прокурором Советского района г.Орска и решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
установила:
Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Орский мясокомбинат» в котором просил обязать ответчика разработать и направить на государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации загрязнённых участков земли на территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат», возложить обязанность по ликвидации захламления почвы территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат» отходами нефтепродуктов (мазутом), с приведением загрязнённых участков почвы в надлежащее санитарное состояние в срок до 1 января 2011 года.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что ЗАО «Орский мясокомбинат» на праве собственности имеет земельный участок, ***; одноэтажный резервуар для хранения мазута, ***; одноэтажный резервуар для хранения мазута, ***. Прокуратурой района установлено захламление почвы территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат» отходами нефтепродуктов (мазутом). С северной стороны территории мазутохранилища предприятия выявлена яма (котлован), размером 2х5м, в которую производится стекание отходов нефтепродуктов. На момент осмотра 13 августа 2010 года котлован был заполнен в высоту на 0,5 м. Площадь захламления территории мазутохранилища – 10 кв.м. При том, что в санитарном задании № 410 от 9 июля 1981 года, выданном Орской городской санитарно-эпидемиологической станцией на техно-рабочий проект реконструкции мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат», указано на необходимость предупреждения разливов нефтепродуктов по территории мазутохранилища. Кроме того установлено, что ЗАО «Орский мясокомбинат» не получено разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор неоднократно уточнял свои требования и окончательно просил признать незаконными действия ЗАО «Орский мясокомбинт» по загрязнению земельного участка на территории мазутохранилища отходами нефтепродуктов, обязать ЗАО «Орский мясокомбинат» разработать и направить на государственную экологическую экспертизу в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, проекта рекультивации загрязнённых участков почвы мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат» в срок до 1 января 2011 года, обязать ответчика ликвидировать захламление почвы территории мазутохранилища отходами нефтепродуктов (мазутом) с приведением загрязнённых участков почвы в надлежащее санитарное состояние, признать незаконным бездействие ЗАО «Орский мясокомбинат», выразившееся в непринятии мер разработке и направлению на государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации загрязнённых участков почвы на территории мазутохранилища, взыскать с ЗАО «Орский мясокомбинат» в пользу казны Российской Федерации размер ущерба окружающей среде в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования с учётом уточнений поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ЗАО «Орский мясокомбинат» Божко А.В., действующая на основании доверенности от 17 августа 2010 года № 107, требования прокурора не признала.
Решением Советского районного суда г.Орска от 6 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворён в частично. Признаны незаконными действия ЗАО «Орский мясокомбинат» по загрязнению земельного участка на территории мазутохранилища предприятия отходами нефтепродуктов и он обязан разработать и направить на государственную экологическую экспертизу проект рекультивации загрязненных участков земли в срок до 30 января 2011 года, ликвидировать загрязнение земельного участка на территории мазутохранилища площадью 25 х 25 м путем его рекультивации в срок до 30 апреля 2011 года. С ЗАО «Орский мясокомбинат» в городской бюджет в счет возмещения причиненного ущерба взыскано 30000 рублей. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласился участвующий в деле прокурор и ЗАО «Орский Мясокомбинат», которые в своих кассационном представлении и кассационной жалобе просили его отменить, как постановленного в нарушение закона.
16 февраля 2011 года, до начала рассмотрения дела, в суд поступило заявление № 8/1-2011 прокурора Советского района г.Орска об отзыве кассационного представления и прекращении по нему кассационного производства.
В судебном заседании прокурор Омельченко Л.В. поступившее заявление поддержала и просила прекратить по делу кассационное производство. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Согласно части 1 ст.345 ГПК РФ прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания.
Поскольку прокурор отозвал кассационное представление на решение суда, о чём имеется его заявление от 16 февраля 2011 года № 8/1-2011, судебная коллегия считает необходимым принять отзыв прокурора от кассационного представления и кассационное производство по нему прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 345, 360 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Принять отзыв кассационного представления прокурора Советского района г.Орска и кассационное производство по кассационному представлению участвующего в деле прокурора Советского района г.Орска Прониной Т.С. на решение Советского районного суда г.Орска от 6 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ЗАО «Орский мясокомбинат» о признании незаконными действий, бездействия, возмещении материального ущерба, понуждении к проведению рекультивации земли, прекратить.
Продолжить рассмотрение дела по кассационной жалобе Закрытого акционерного общества «Орский мясокомбинат».
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Ярыгина Е.Н. Дело № 33-846/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Сорокина В.И.,
при секретаре Плотниковой Ю.Г.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 16 февраля 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества «Орский мясокомбинат» на решение Советского районного суда г.Орска от 6 декабря 2010 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ЗАО «Орский мясокомбинат» о признании незаконными действий, бездействия, возмещении материального ущерба и рекультивации земли,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,
установила:
Прокурор Советского района г.Орска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Орский мясокомбинат», в котором просил обязать ответчика разработать и направить на государственную экологическую экспертизу в государственный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, проекта рекультивации загрязнённых участков земли на территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат», обязать его ликвидировать захламление почвы территории мазутохранилища отходами нефтепродуктов (мазутом) с приведением загрязнённых участков почвы в надлежащее санитарное состояние в срок до 1 января 2011 года.
В обоснование своего заявления прокурор указал, что ЗАО «Орский мясокомбинат» имеет земельный участок, ***; одноэтажный резервуар для хранения мазута, ***; одноэтажный резервуар для хранения мазута, ***. Прокуратурой района установлено захламление почвы территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат» отходами нефтепродуктов. С северной стороны территории мазутохранилища предприятия выявлена яма (котлован), размером 2х5м, в которую осуществляется стекание (сбор) отходов нефтепродуктов. На момент осмотра 13 августа 2010 года котлован был заполнен в высоту на 0,5 м. Площадь захламления территории мазутохранилища – 10 кв.м. В санитарном задании № 410 от 9 июля 1981 года, выданном Орской городской санитарно-эпидемиологической станцией на техно-рабочий проект реконструкции мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат», указано на необходимость предупреждения разливов нефтепродуктов на территории мазутохранилища. Кроме того установлено, что ЗАО «Орский мясокомбинат» не получено разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, в соответствующем органе исполнительной власти Оренбургской области.
В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор неоднократно уточнял требования и окончательно просил признать незаконными действия ЗАО «Орский мясокомбинт» по загрязнению земельного участка на территории мазутохранилища отходами нефтепродуктов, обязать его разработать и направить на государственную экологическую экспертизу в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, проекта рекультивации загрязнённых участков земли в срок до 1 января 2011 года, обязать ликвидировать захламление почвы мазутохранилища отходами нефтепродуктов (мазутом) с приведением загрязнённых участков почвы в надлежащее санитарное состояние в срок до 1 января 2011 года, признать незаконным бездействие ЗАО «Орский мясокомбинат», выразившееся в непринятии мер по разработке и направлению на государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации загрязнённых участков земли на территории мазутохранилища ЗАО «Орский мясокомбинат», взыскать с ЗАО «Орский мясокомбинат» в местный бюджет в счет возмещения ущерба 30 000 рублей.
Представитель ЗАО «Орский мясокомбинат» Божко А.В. требования прокурора не признала.
Решением суда от 6 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворён частично. Признаны незаконными действия ЗАО «Орский мясокомбинат» по загрязнению земельного участка на территории мазутохранилища предприятия отходами нефтепродуктов и оно обязано разработать и направить на государственную экологическую экспертизу в государственном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, проекта рекультивации загрязненных участков земли на территории мазутохранилища в срок до 30 января 2011 года; ликвидировать загрязнение земельного участка мазутохранилища площадью 25 х 25 м путем его рекультивации в срок до 30 апреля 2011 года. С ЗАО «Орский мясокомбинат» в городской бюджет взыскано в счет возмещения ущерба, причиненного загрязнением почвы, 30000 рублей. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С таким решением суда не согласились участвующий в деле прокурор Пронина Т.С. и ЗАО «Орский Мясокомбинат», которые просили его отменить, как постановленного в нарушение закона.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 февраля 2011 года кассационное производство по кассационному представлению участвующего в деле прокурора прекращено в связи с отзывом кассационного представления.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы ЗАО «Орский мясокомбинат» и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды и др. являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлении природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 51 того же Федерального закона запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утверждённых Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67 рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель. В то же время нарушенными землями являются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.
В силу п.п. 4 и 5 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений: складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
В соответствии с п.п. 7 и 11 Основных положений затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование, а также проведение государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора от 28 ноября 2003 года № 718, заключенного с Администрацией г. Орска, ЗАО «Орский мясокомбинат» арендует земельный участок ***, назначение: земли поселений. Ответчик также имеет в собственности два одноэтажных резервуара для хранения мазута объемом по 422 куб.м каждый, которые расположены на арендуемом земельном участке.
На основании протокола осмотра от 13 августа 2010 года установлено, что из-за нарушения герметичности резервуара мазутохранилища был допущен разлив мазута на участок земли площадью 25 м х 25 м. С северной стороны территории мазутохранилища расположен котлован для сбора разлитого мазута площадью 2 м х 5 м, глубиной 3 м, наполненный мазутом 0,5 м.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что ответчиком допущено нарушение природоохранного законодательства и на него обоснованно возложена обязанность по устранению указанных нарушений.
На основании результатов количественного химического анализа почв Орской СИГЭКиА № 23 от 16 ноября 2010 года установлено, что результаты пробы почвы № 2 (объединённая проба перед резервуаром № 2 мазутохранилища предприятия) соответствуют очень высокому уровню загрязнения (более 5000 мг/кг). Превышение по фоновому содержанию нефтепродуктов составляет: в пробе № 2 – в 88 раза, в пробе № 3 (объединённая проба за резервуаром № 2 мазутохранилища предприятия) – в 4,8 раза.
При этом ответчиком не оспаривался факт загрязнения мазутом земельного участка, его площадь и отсутствие проекта рекультивации земли.
Доводы кассационной жалобы ЗАО «Орский мясокомбинат» о том, что необходимость в рекультивации земельного участка отсутствует, противоречат материалам дела и являются необоснованными.
Следовательно, решение суда о признании незаконными действий ЗАО «Орский мясокомбинат» по загрязнению земельного участка на территории мазутохранилища, возложении обязанности разработать и направить на государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации загрязненных участков земли, ликвидировать захламление почвы путем её рекультивации соответствует закону.
Доводы кассационной жалобы ЗАО «Орский мясокомбинат», в том числе содержащие несогласие с установленным судом сроком проведения рекультивации земли, являются состоятельными.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде подлежит возмещения причинившими его физическими и юридическими лицами, то с ЗАО «Орский мясокомбинат» решением суда правильно взыскано в бюджет г.Орска ущерб, причинённый загрязнением почвы, в размере 30000 рублей, рассчитанный в соответствии с требованиями Методики исчисления размера вреда, причинённого почвам, как объекту охраны окружающей среды, утверждённой Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238. При этом сумма ущерба ответчиком не оспаривалась.
Доводы кассационной жалобы ЗАО «Орский мясокомбинат» о том, что факт причинения вреда не нашёл своего подтверждения, являются необоснованными, поскольку опровергаются материалами дела.
Также являются необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что суд незаконно обязал восстановить нарушенный слой почвы и одновременно взыскал возмещение ущерба, т.к. возмещение причиненного вреда не освобождает от обязанностей по восстановлению нарушенного права.
Поскольку ЗАО «Орский мясокомбинат» предпринимал действия к тому, чтобы устранить разлив мазута на почву путем разработки проекта и проведении рекультивации земли, то решением суда прокурору отказано в удовлетворении иска в части признания незаконным бездействия ответчика по разработке проекта и направлении его на государственную экологическую экспертизу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы ЗАО «Орский мясокомбинат» и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Орска от 6 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Закрытого акционерного общества «Орский мясокомбинат» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: