кассационное определение от 02.03.2011 года № 33-1096/2011



Судья: Салауров В.В. Дело № 33-1096/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Солопьева В.И.,

при секретаре Баловневой О.А.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 2 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Домбаровского района Оренбургской области на решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 29 декабря 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «Домбаровский район» Оренбургской области,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., не поддержавшую кассационное представление, проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления,

установила:

Прокурор Домбаровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования «Домбаровский район» Оренбургской области В.

В обоснование своего заявления прокурор указал, что глава МО «Домбаровский район» Оренбургской области В. допускает нарушения требований действующего законодательства и сослался на то, что обязанность принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в коллективе возложена на работодателя, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к таким последствиям.

Данные требования закона при назначении на должность муниципальной службы - начальником Управления социальной защиты населения сестры И., и при назначении на должность начальника отдела - ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - жены Л. главой администрации муниципального образования В. не соблюдены.

При приеме на должности муниципальной службы сестры и супруги ситуация, связанная с возможным возникновением конфликта интересов, представителю работодателя В. была достоверно известна, однако, какие-либо меры по её предотвращению и урегулированию приняты не были, что свидетельствует о незаконности бездействия главы администрации муниципального образования В.

Кроме того, проверкой соблюдения законов при формировании и ведении личных дел муниципальных служащих - начальника Управления социальной защиты населения И. и начальника отдела - ответственного секретаря КДНиЗП Л. выявлены многочисленные нарушения установленных законом требований.

Так, в нарушение установленных законом норм федерального и регионального законодательства личное дело муниципального служащего И., отработавшей по состоянию на 25.10.2010 г. более 1 года 4 месяцев в должности начальника Управления социальной защиты населения, результатов аттестации о соответствии указанной должности и принятого по ним представителем нанимателя (работодателем) решения не содержит. Имеющийся в личном деле муниципального служащего Л. аттестационный лист не датирован, что препятствует установлению факта соблюдения требований законодательства о своевременном прохождении данным муниципальным служащим аттестации на предмет соответствия занимаемой должности.

В личном деле муниципального служащего И. отсутствует собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы с приложением фотографии. Личное дело не содержит экзаменационного листа муниципального служащего и отзыва об уровне знаний, навыков и умений, что препятствует соблюдению установленных законом квалификационных требований для замещения должности муниципальной службы.

В личном деле И. также нет копии страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан, а также медицинского заключения установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению.

Документы личного дела И. не брошюрованы, страницы не пронумерованы, в деле отсутствует опись, что создает почву для утраты и фальсификации предоставленных при поступлении на муниципальную службу и ее прохождении сведений.

В личном деле муниципального служащего Л. нет фотографии в собственноручно заполненной и подписанной анкете.

Также нет медицинского заключения установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению.

Документы личного дела Л. не брошюрованы, страницы не пронумерованы, в деле отсутствует опись, что также создает почву для утраты и фальсификации предоставленных при поступлении на муниципальную службу и ее прохождении сведений.

Проверка достоверности и полноты представленных муниципальными служащими И. и Л. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о соблюдении ограничений, установленных федеральными законами, не проводились, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих справок в личных делах указанных муниципальных служащих.

Обязанность проведения проверки сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, отнесена ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ к числу основных мер по профилактике коррупции.

Данная обязанность возложена законом на представителя нанимателя (работодателя).

Не проведение проверок представленных муниципальными служащими И. и Л. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с приложением справок в личные дела муниципальных служащих, а также непринятие установленных законом мер дисциплинарной ответственности к виновным работникам кадровой службы администрации района свидетельствует о незаконном бездействии представителя нанимателя (работодателя) – главы администрации района В. в вопросах профилактики и противодействия коррупции.

В целях устранения и недопущения в дальнейшей работе выявленных в рамках надзора в деятельности администрации района вышеуказанных нарушений закона 25.10.2010 г. прокурором района внесено представление №7\2-2010 главе администрации района В.

В нарушение закона главой администрации района В. конкретные меры по устранению и недопущению впредь выявленных проверкой нарушений федерального законодательства, а также прямо предусмотренные законом и Уставом муниципального образования меры дисциплинарной ответственности к виновным работникам кадровой службы не принимались.

Ответ на представление направлен главой администрации района лишь 01.12.2010 г., т.е. в срок, превышающий один месяц со дня внесения акта прокурорского реагирования.

Все вышеизложенные факты свидетельствуют о незаконном бездействии главы администрации района В. по исполнению законных требований прокурора, которым созданы препятствия в реализации органом государственной власти - прокуратурой района, предоставленных законом полномочий при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие главы администрации МО «Домбаровский район» Оренбургской области В., выразившееся в несоблюдении установленных законом требований законодательства при приеме на муниципальную службу и ее прохождении, непринятии мер по профилактике и противодействию коррупции, неисполнении законных требований прокурора, которыми были созданы препятствия в реализации неопределенным кругом лиц гарантированных государством прав на равный доступ к муниципальной службе, равные условия её прохождения, единство предъявляемых требований, ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы, профессионализм и компетентность муниципальных служащих на принципах законности, принятия мер по профилактике и противодействию коррупции, неотвратимой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также созданы препятствия в реализации Российской Федерацией в лице органа государственной власти - прокуратуры района, предоставленных законом полномочий при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Обязать главу МО Домбаровский район Оренбургской области В. в срок до 01.01.2011 года принять конкретные меры по устранению изложенных в заявлении нарушений федерального и регионального законодательства по вопросам трудоустройства, поступления на муниципальную службу и ее прохождения, профилактики и противодействия коррупции, причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении порядка поступления на муниципальную службу и ее прохождения, ведения личных дел муниципальных служащих, неисполнении в установленный срок законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

В судебном заседании заместитель прокурора Домбаровского района Малина Е.А. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Блажко В.П. требования прокурора не признал.

Решением суда от 29 декабря 2010 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

С таким решением суда не согласен прокурор Домбаровского района Оренбургской области, который в своем кассационном представлении просит его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационного представления и оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии с частью 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Право прокурора на обращение в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными действий, бездействия и решений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и (или) их должностных лиц, препятствующих осуществлению прав и свобод, установлено ст.ст. 45, 254 ГПК РФ.

Согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что 1 ноября 2010 года в адрес главы администрации Домбаровского района В. из прокуратуры района было направлено представление об устранении нарушений закона за № 7/2 – 2010 от 25 октября 2010 года.

Данное представление было рассмотрено и в ответе за № 1511 от 1 декабря 2010 года было указано, что нарушения, связанные с ведением личных дел муниципальных служащих администрации района устранены кадровой службой администрации района. Работнику кадровой службы, ответственной за ведение личных дел муниципальных служащих, было указано на недопущение впредь нарушений законодательства, регулирующего вопросы прохождения муниципальной службы.

При таких обстоятельствах, глава администрации Домбаровского района В. в течение месяца со дня внесения представления принял конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, о результатах принятых мер в установленный срок сообщил прокурору в письменной форме.

Правильными являются выводы суда и в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия главы администрации Домбаровского района В.., выразившегося в несоблюдении установленных законом требований трудового законодательства при приеме на муниципальную службу и ее прохождении, непринятии мер по профилактике и противодействию коррупции, поскольку после получения представления прокурора имеющиеся нарушения устранены.

Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда выводы о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации Домбаровского района Оренбургской области В., выразившиеся в несоблюдении требований законодательства при приеме муниципальных служащих на работу и при её прохождении не могут быть рассмотрены в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в связи с наличием спора о праве, т.к. в случае возникновения спора о праве при рассмотрении дел, возникающих из публично-правовых отношениях, суд обязан оставить заявление без рассмотрения, и разъяснить заявителю право обращения в суд с исковым заявлением.

В данном случае оспаривается бездействие должностного лица относительно соблюдения порядка и правил при приеме на работу и её прохождении муниципальных служащих И. и Л. Конкретных требований в отношении указанных лиц, касающихся их трудовых прав, прокурор не заявлял. Следовательно, выводы суда о невозможности рассмотрения требований прокурора в указанной части в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, являются ошибочными.

Доводы кассационного представления о том, что представление прокурора рассмотрено с нарушением сроков установленных законом были предметом судебного разбирательства и обоснованно опровергнуты в решении суда.

Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения представления прокурора и отмены решения суда.

При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Исключить из мотивировочной части решения Домбаровского районного суда Оренбургской области от 29 декабря 2010 года выводы о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации Домбаровского района Оренбургской области В., выразившиеся в несоблюдении требований законодательства при приеме муниципальных служащих на работу и при её прохождении не могут быть рассмотрены в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в связи с наличием спора о праве.

В остальной части данное решение суда оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Домбаровского района Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: