Судья: Селютина И.Ф. Дело № 33-1493/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Ерш Е.Н.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
рассмотрев 9 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационные жалобы Фролова В.И., Избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» и Юдина Г.П. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 января 2011 года по гражданскому делу по заявлениям Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России», кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета Фролова В.И. и Избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене голосования и результатов выборов в Оренбургский городской Совет, по заявлению кандидата в депутаты Оренбургского городского Совета Юдина Г.П. об отмене решения избирательной комиссии о признании голосования, результатов выборов по единому округу недействительными,
заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя ОРО ПП «Патриоты России» и ОРО ПП ЛДПР Дорошенко В.И., просившего решение суда отменить, представителя Администрации г.Оренбурга Овсянникову С.А., действующую на основании доверенности от 11 января 2011 года № 3, представителя Оренбургского городского Совета Иванова Д.А., действующего на основании доверенности от 22 октября 2010 года № 311 Д, просивших отказать в удовлетворении кассационных жалоб, проверив материалы дела и доводы кассационных жалоб,
установила:
Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» обратилось в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» от 11 октября 2010 года № 103 о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по единому избирательному округу и от 13 октября 2010 года № 106 о признании избранными депутатами Оренбургского городского Совета по одномандатным избирательным округам.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в ходе проведения избирательной кампании по выборам депутатов Оренбургского городского Совета были допущены существенные нарушения норм федерального и регионального законодательства, которые могут явиться основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов.
Так, в списке кандидатов в депутаты Оренбургского городского Совета от ОРО ВПП «Единая Россия» баллотировались Вадин А.В. - глава администрации Северного округа г.Оренбурга, и Акимов Ю.Н. - глава администрации Южного округа г.Оренбурга. Они дали согласие баллотироваться в депутаты Оренбургского городского Совета и были зарегистрированы в составе списка кандидатов по территориальным частям данного списка.
В нарушении п. 7.1 ст.25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ более половины состава окружных избирательных комиссий были сформированы из работников администраций Южного и Северного округов г.Оренбурга.
Также зафиксирован факт обращения администрации г.Оренбурга, в лице начальника Управления по наружной рекламе и художественному оформлению города Г., к рекламным компаниям о предоставлении под размещение социальной рекламы на магистральных щитах в срок с 23 августа 2010 года по 10 октября 2010 года. Однако, в нарушение действующего законодательства указанные рекламные щиты не содержали социальной рекламы и обладали признаками предвыборной агитации. В связи с этим заявитель полагает, что на рекламных щитах, предназначенных для размещения рекламы социальной направленности, размещен агитационный материал ОРО ВПП «Единая Россия».
Таким образом, ОРО ВПП «Единая Россия» использовала в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, а именно денежные средства администрации г.Оренбурга, и получила преимущества в предвыборной агитации путём использования служебного положения начальника управления администрации города Г..
Кроме того, глава города Оренбурга Мещеряков Ю.Н. незаконно использовал персональные данные жителей г.Оренбурга, которым рассылались письма с обращениями губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга и главы города Оренбурга Ю.Н. Мещерякова, содержащие признаки предвыборной агитации. В письмах указывались адрес, фамилия, имя и отчество адресата. Мещеряков Ю.Н., как руководитель избирательного объединения «ОРО ВПП «Единая Россия» и как кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета, не обладал полномочиями оператора, и использовал преимущества служебного положения, распространял агитационный материал, оказывая воздействие на волеизъявление избирателей.
Указанные обстоятельства служат основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 86 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» от 5 ноября 2009 года № 3 209/719-ГУ-ОЗ.
С аналогичным заявлением обратился в суд кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета Фролов В.И.
Избирательное объединение «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии «КПРФ» и кандидат в депутаты Оренбургского городского Совета Юдин Г.П. обратились в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» о признании итогов голосования по единому округу по выборам депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва, признании результатов выборов по единому округу недействительными.
В обоснование своих требований заявители указали, что 10 октября 2010 года проводились выборы депутатов Оренбургского городского Совета. Полагают, что в процессе проведения избирательной кампании избирательная комиссия МО «город Оренбург», окружные и участковые избирательные комиссии допустили существенные нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 года № 3209/719-1У-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».
Так, в день голосования избирательные комиссии всех уровней преднамеренно и целенаправленно проводили широкомасштабную агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу вышеперечисленных избирательных объединений.
Избирательная комиссия МО «город Оренбург» в избирательных бюллетенях (как в бюллетенях для урн, так и в бюллетенях для «Комплексов обработки избирательных бюллетеней») преднамеренно нарушила принцип равенства избирательных объединений. Она представила в бюллетенях избирательное объединение политической партии КПРФ строчными буквами (за исключением тех букв, которые по правилам грамматики нужно писать прописными) и светлым шрифтом. Оренбургское региональное отделение политической партии «Патриоты России» хотя и было представлено прописными буквами, но - светлым шрифтом. Наименования избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» - в тексте избирательных бюллетеней были выделены и прописными буквами, и жирным шрифтом.
В нарушение законодательства о выборах, с применением административного ресурса и грязных технологий, избирательным объединениям политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» в бюллетенях было предоставлено преимущественное положение относительно других избирательных объединений.
Избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург» в избирательные бюллетени не включила логотип избирательного объединения политической партии КПРФ, в отличие от других избирательных объединений.
В связи с изложенным, полагали, что права избирательного объединения от политической партии КПРФ на равноправное участие в избирательной кампании были существенно нарушены. А отсутствие логотипа КПРФ в бюллетенях не позволило выявить действительную волю избирателей на выборах депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва.
Избирателям были направлены агитационные материалы с указанием их персональных данных и с призывами голосовать за партию «Единая Россия». Эти агитационные материалы были распечатаны тиражом в 20000 экземпляров. Однако редакция этих материалов различная, что является нарушением ч. 4 ст. 55 вышеуказанного Закона Оренбургской области.
Кроме того, Ю.А.Берг, как губернатор и председатель Правительства Оренбургской области и Ю.Н.Мещеряков, как глава города Оренбурга, возглавляющий общую часть списка кандидатов в депутаты Оренбургского городского Совета от ОРО ВПП «Единая Россия», в нарушении ч. 4 ст. 9 Закона «О персональных данных» незаконно (без письменного согласия субъектов персональных данных) использовали персональные данные жителей города Оренбурга.
На участковых избирательных комиссиях (90% комиссий), первый экземпляр списка избирателей был разделен на отдельные книги, в нарушение ст. 13 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 14 ст. 10 Закона Оренбургской области. Только 10 % участковых избирательных комиссий списки избирателей были снабжены титульным листом, сброшюрованы (прошиты) и пронумерованы. К тому же, в большей части участковых избирательных комиссий это нарушение было устранено только за два часа до закрытия избирательных участков. Следовательно, участковыми избирательными комиссиями в день голосования были нарушены правила составления списка избирателей.
Определениями суда гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство и к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОРО ВПП «Единая Россия», ОРО ПП «ЛДПР», ОРО ПП «Справедливая Россия», Оренбургский городской Совет.
В судебном заседании представитель ОРО ПП «Патриоты России» Бикматов Р.А., Фролов В.И., представитель ПП «Патриоты России» и ОРО ПП ЛДПР Дорошенко В.И., представитель ОГО ПП КПРФ Юдин Г.П., действующий на основании доверенности и от своего имени, а также представитель РО ПП «Справедливая Россия» Михаель В.П., требования об отмене итогов голосования поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить.
Представитель избирательной комиссии МО «Город Оренбург» Усков Е.Г. и представитель ОРО ВПП «Единая Россия» Ивлева Е.В., возражали против удовлетворения требований заявителей.
Решением суда от 19 января 2011 года ОРО ПП «Патриоты России», Фролову В.И., «ОГО ПП КПРФ» и Юдину Г.П. в удовлетворении заявлений отказано.
С таким решением суда не согласны Фролов В.И., Юдин Г.П. и Избирательное объединение «ОГО ПП КПРФ», которые в своих кассационных жалобах просят его отменить, как постановленного в нарушение закона.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационных жалоб и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как правильно указано в решении суда, основные гарантии избирательных прав граждан закреплены в ст.32 Конституции РФ, из которой следует, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В ст.3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплены основные принципы, на основе которых гражданин изъявляет свою волю на выборах и референдуме.
В ст.23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Судом установлено, что решением Оренбургского городского Совета от 13.07.2010г. № 1125 назначены выборы депутатов Оренбургского городского Совета (том 2, л.д.6).
Решениями Оренбургского городского Совета от 29.12.2006 года № 188, 29.06.2010 года № 1123, 07.09.2010 года № 1176 сформирована избирательная комиссия МО «город Оренбург».
Из материалов дела усматривается, что по итогам выборов избирательной комиссией МО «город Оренбург» принято решение о признании выборов состоявшимися.
Основания для отмены итогов голосования и признания выборов несостоявшимися предусмотрены ст.77 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 86 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. N 3209/719-IV-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
Положениями указанных статей установлено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются обстоятельства, если кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
При рассмотрении дела суд не установил обстоятельств, которые в силу закона могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд правильно указал в своем решении, что в соответствии со ст.18 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Законом Оренбургской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", настоящим Законом.
Согласно п.1.1 ст.10 Закона Оренбургской области от 6 июля 2006 г. "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в части1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе.
В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии (п.4 ст.10 Закона).
Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов Избирательной комиссии Оренбургской области, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии (п.5 ст.10 Закона).
По правилам п.3 ст.13 Закона Оренбургской области от 6 июля 2006 г. "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области", число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается Законом Оренбургской области.
Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, предложений собраний избирателей по местожительству, месту работы, службы, учебы.
Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее 1/2 от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Оренбургской области.
Согласно п.1 и п.2 ст.20 Закона Оренбургской области от 5 ноября 2009 г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60дней до дня голосования в количестве 8-12 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий избирательный округ. В случае принятия решения о формировании окружной избирательной комиссии (окружных избирательных комиссий) избирательная комиссия муниципального образования обязана опубликовать в средствах массовой информации (обнародовать) сообщение о предстоящем ее (их) формировании. Сообщение должно содержать информацию о дате начала приема предложений по кандидатурам в состав окружной избирательной комиссии (окружных избирательных комиссий), сроках и порядке представления данных предложений в избирательную комиссию муниципального образования. Срок представления указанных предложений составляет 15дней со дня начала их приема.
Указанные комиссии были сформированы на основании решений Избирательной комиссии муниципального образования «город Оренбург» по 19 одномандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам № 1, № 8, № 12 и № 19 возложены на территориальные избирательные комиссии.
Из списков-составов окружных избирательных комиссий (том дела 2, листы 112-132) видно, что окружные избирательные комиссии по округам № 5, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18) состоят из представителей избирательных объединений количеством менее чем одна вторая от общего числа членов окружной избирательной комиссии.
С учетом указанных обстоятельств судом установлено, что количественный состав комиссий соответствует требованиям закона и составлен в пределах 8-12 членов.
Из материалов дела видно, что в состав избирательных комиссий вошли представители тех политических партий, от которых поступили предложения о включении их в число окружных избирательных комиссий. Исходя из этого окружные избирательные комиссии были составлены с учётом установленного законом количества на основе предложений, поступивших от партий.
Доказательств того, что утверждённые составы избирательных комиссий не позволяют выявить действительную волю избирателей, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что при проведении выборов депутатов Оренбургского городского Совета главы административных округов г.Оренбурга Вадин А.В. и Акимов Ю.Н. не использовали преимущества должностного или служебного положения.
В соответствии с положениями ст.40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.39 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области", кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной при проведении своей избирательной кампании действительно не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через 5дней со дня регистрации.
Судом установлено, что на основании распоряжения первого заместителя главы города от 06.09.2010г. за № 229-к главе администрации Южного округа г.Оренбурга Акимову Ю.Н. и главе администрации Северного округа г.Оренбурга Вадину А.В. с 07.09.2010г. по 10.10.2010г. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в связи с их участием в предвыборной кампании. Таким образом, требования ст.40 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.39 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области" не нарушены и факты использования указанными лицами преимуществ служебных или должностных положений не установлены.
Доводы ОРО ПП «Патриоты России» об использовании ОРО ВПП «Единая Россия» средств администрации города для размещения агитационных материалов на магистральных рекламных щитах на территории г.Оренбурга, также не нашли свого подтверждения в судебном заседании и обоснованно отклонены судом при рассмотрении дела.
В судебном заседании были исследованы договоры безвозмездного пользования рекламных поверхностей магистральных щитов на 78 объектах на территории г.Оренбурга. Согласно условиям договоров индивидуальные предприниматели и рекламные агентства в июне 2010 года договорились о предоставлении ОРО ВПП «Единая Россия» в безвозмездное пользование рекламных поверхностей на территории г.Оренбурга на срок с 18.09.2010г. по 10.10.2010г. Договоры были согласованы и подписаны в июне 2010 г., до начала предвыборной агитации. Следовательно, как правильно указал суд, в период предвыборной агитации указанные щиты уже находились в пользовании ОРО ВПП «Единая Россия» и могли использоваться партией по своему усмотрению. Затраты на изготовление баннеров с текстом предвыборной агитации и расходы на монтаж и демонтаж баннеров были включены в избирательный фонд ОРО ПП «Единая Россия» и отражены в отчёте, представленном суду. Кроме того, рекламные магистральные щиты были предоставлены в безвозмездное пользование ОРО ВПП «Единая Россия» частными предпринимателями и рекламными агентствами. Указанные факт не имеют отношения к п.5 ст.40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и не могут свидетельствовать об использовании преимущества должностного или служебного положения.
Указанным доводам заявителей в решении суда дана надлежащая оценка со ссылкой на ст.67 ГПК РФ, с чем судебная коллегия соглашается.
Из пояснений представителей заявителей в судебном заседании также следует, что ОРО ВПП «Единая Россия» разместила на территории города более чем на 78 магистральных щитах баннеры с текстом предвыборной агитации. Расходы, связанные с размещение баннеров не учтены в финансовом учёте избирательного объединения ОРО ВПП «Единая Россия».
Установлено, что магистральные щиты, на которых в период предвыборной кампании был размещён агитационный материал ОРО ВПП «Единая Россия», почтовых адресов не имеют. Однако, в договорах безвозмездного предоставления магистральных щитов и в сообщениях ОРО ВПП «Единая Россия» места нахождения рекламных щитов указаны по адресу близлежащих домов, по месту нахождения административных зданий или торговых центров. Адреса расположения магистральных щитов указаны с привязкой к другим объектам или ориентирам в г.Оренбурге, поскольку установление их точных адресов не представляется возможным.
Также не доказано, что избирательным объединением ОРО ВПП «Единая Россия» в период предвыборной кампании были использованы средства администрации г.Оренбурга для размещения своего агитационного материала.
Доводы истцов об использовании Бергом Ю.А. и Мещеряковым Ю.Н. должностных преимуществ при распространении агитационных материалов на территории г.Оренбурга также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Судом были исследованы агитационные листы в 2-х вариантах с обращениями к жителям г.Оренбурга:
1. «Обращаемся к Вам лично, поскольку от Вашего решения зависит исход выборов 10 октября. Возможно, Вы уже определились, за кого голосовать. Это будет Ваше самостоятельное решение. Со своей стороны считаем необходимым честно высказать свою позицию. На предстоящих выборах мы не просто выбираем городской Совет - мы определяем будущее города.
У нас еще много нерешенных проблем. Жизнь людей далека от совершенства. Молодым нужна ясная перспектива, пенсионерам и малоимущим - реальная защита. Решение этих проблем - наша основная забота.
Благодаря партии «Единая Россия» в этом году мы добились выделения значительных средств на ремонт дорог, больниц, школ и дворов. Другие политические силы занимались только критикой и пустыми обещаниями.
10 октября Вы можете остаться дома. Тогда выиграют те, кто верит голословным посулам, не задумываясь о развитии города.
Поэтому просим Вас прийти на выборы и проголосовать за стабильность и порядок, за надежное и предсказуемое завтра для Вас и Ваших близких, за партию «Единая Россия».
Благодарим Вас за понимание, доверие и поддержку».
2. «Обращаемся к Вам лично, поскольку от Вашего решения зависит исход выборов 10 октября. Возможно, Вы уже определились, за кого голосовать. Это будет Ваше самостоятельное решение. Со своей стороны считаем необходимым честно высказать свою позицию. На предстоящих выборах мы не просто выбираем городской Совет - мы определяем будущее города.
У нас еще много нерешенных проблем. Жизнь людей далека от совершенства. Молодым нужна ясная перспектива, пенсионерам и малоимущим - реальная защита. Решение этих проблем - наша основная забота.
Благодаря партии «Единая Россия» в этом году мы добились выделения значительных средств на ремонт дорог, больниц, школ и дворов. Другие политические силы занимались только критикой и пустыми обещаниями.
10 октября Вы можете остаться дома. Тогда выиграют те, кто верит голословным посулам, не задумываясь о развитии города.
Поэтому просим Вас прийти на выборы и проголосовать за стабильность и порядок, за надежное и предсказуемое завтра для Вас и Ваших близких, за партию «Единая Россия». Благодарим Вас за понимание, доверие и поддержку» (том 1, л.д.11-20).
Указанные материалы действительно являются агитационными, однако об изготовлении указанных агитационных материалов ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» уведомила избирательную комиссию МО «город Оренбург» в соответствии с ч.5 ст.55 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 г., они изготовлены в установленном порядке и их размещение не противоречит закону.
Довод об использовании Мещеряковым Ю.Н. преимущества должностного положения путем доступа к персональным данным также судом признан несостоятельным, поскольку не подтверждается имеющимися доказательствами.
В соответствии с п.1 ст.23 Закона РФ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
Как правильно указал суд, Администрация города Оренбурга к таким органам не относится. Доказательств того, что Мещеряков Ю.Н. имел доступ к таким данным и использовал эту возможность при подготовке агитационного материала суду не представлено.
Доказательств того, что персональные сведения о гражданах были предоставлены в избирательное объединение от Администрации города Оренбурга также не представлено.
Суд правильно признал необоснованными доводы о том, что указанные агитационный материал представляет собой подкуп избирателей.
В соответствии со ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются - призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); - выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); - описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; - распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; - распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; - деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Предвыборная агитация может проводиться, в том числе посредством выпуска и распространения печатных агитационных материалов.
Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Исследованные судом в ходе рассмотрения дела агитационные материалы изготовлены в соответствии с законом.
Судом правильно отказано в назначении лингвистической экспертизы для выяснений вопроса о том, являются ли изложенные агитационных материалах сведения подкупом избирателей, поскольку понятие «Подкуп» раскрыто законодателем в п.2 ст.56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и проведения по данному вопросу экспертизы не требовалось.
Суду не представлено доказательств того, что при распространении агитационных листов избирательным объединением были произведены такие действия, как вручение каких-либо материальных ценностей, вознаграждения или оказывались безвозмездно какие-либо услуги, либо им обещали произвести указанные действия в зависимости от итогов голосования.
Суд правильно не согласился с доводами о том, что услуги распространителей агитационных листов не включены в финансовый отчёт, а расходы избирательного объединения «Единая Россия» превышает 10% избирательного фонда.
Из итогового финансового отчёта ОРО ВПП «Единая Россия» видно, что его расходы составили 3296956,00 руб., при размере избирательного фонда партии в 5000000 руб. Следовательно, расходы избирательного объединения не превысили избирательный фонд.
Как правильно указал суд, заявленные истцами основания изначально были построены лишь на предположениях и их субъективном мнении, что не может являться основанием для признания выборов недействительными.
Из заявления Юдина Г.П. следует, что избирательные комиссии всех уровней преднамеренно и целенаправленно проводили широкомасштабную агитацию среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу вышеперечисленных избирательных объединений, агитация проводилась путем размещения в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений разными шрифтами.
Однако установлено, что в соответствии с требованиями ст.63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и 66 Закона Оренбургской области, форма и текст избирательных бюллетеней были утверждены решением Избирательной комиссией МО «город Оренбург» от 15.09.2010г. № 84.
Для голосования за списки кандидатов в избирательных бюллетенях политические партии были размещены в порядке, определенном жеребьевкой, с указанием кратких наименований избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, а также фамилии, имена, отчества первых 3 кандидатов из общетерриториальной части списка и (или) первых 3 кандидатов из его соответствующей территориальной части и эмблемы избирательных объединений в одноцветном исполнении, которые были представлены в избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с законом.
В судебном заседании установлено, что при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней наименование партий было изложено в том виде, в котором они были указаны на представленных избирательными объединениями титульных листах уставов партий.
Наименование избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» в тексте избирательных бюллетеней указаны в точном соответствии с наименованием, указанным в предоставленной избирательным объединением КПРФ копии Устава КПРФ.
Суд правильно указал, что не является основанием для признания выборов несостоявшимися и доводы заявителей о том, что в избирательных бюллетенях отсутствует логотип избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации».
В соответствии с ч.8 ст.66 Закона Оренбургской области, избирательные бюллетени должны содержать эмблемы избирательных объединений только при условии их предоставления в избирательную комиссию одновременно со списком кандидатов, указанной эмблемы (ч.З ст.25 Закона Оренбургской области).
Судом установлено, что при подаче списка кандидатов избирательным объединением «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации», в избирательную комиссию МО «город Оренбург» не была представлена эмблема, что и было учтено при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней.
Кроме того, размещение в избирательных бюллетенях наименований избирательных объединений, не содержит признаков предвыборной агитации.
Суд правильно признал необоснованной ссылку представителя КПРФ Юдина Г.П. на нарушение п.14 ст.10 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований вы Оренбургской области», которая определяет порядок деления списка избирателей. Данное обстоятельство не является основанием для отмены итогов голосования, предусмотренных ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.86 Закона Оренбургской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области".
Изучив все доводы заявителей и представленные доказательства суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, не имеется.
Судом при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального закона не допущено, изложенные в кассационных жалобах доводы сводятся лишь к иной оценки обстоятельств, установленных судом и которым дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 января 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Фролова В.И., Избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации» и Юдина Г.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: