кассационное определение от 09.03.2011 года № 33-1365/2011



Судья: Карагодина Е.Л. Дело № 33-1365/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г.,

при секретаре Ерш Е.Н.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 9 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбурсгкой области на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 31 января 2011 года по гражданскому делу по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования «Репинский сельсовет» Гайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н., действующего на основании доверенности от 24 февраля 2011 года № 01/22-197, просившего кассационную жалобу удовлетворить, представителя администрации Репинского сельсовета Гайского района Оренбургской области Шафееву Н.А., действующую на основании доверенности от 25 января 2011 года № 2, и прокурора Омельченко Л.В., просивших решение суда оставить без изменения, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы,

установила:

Гайский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к Правительству Оренбургской области и администрации Репинского сельсовета Гайского района Оренбургской области с требованиями о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по принятию мер к надлежащему содержанию скотомогильника и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Репинский сельсовет» Гайского района Оренбургской области по принятию мер к обращению к Правительству Оренбургской области по вопросу выделении средств на обустройство и содержание находящегося на территории муниципального образования скотомогильника.

В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории МО «Репинский сельсовет» Гайского района в районе села Репино имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, эксплуатация скотомогильника осуществляется с грубыми нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, и предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. В нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, скотомогильник не огорожен, не имеет въездных ворот, над ямой скотомогильника не устроен навес, к объекту не пристроено помещение для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Считает, что принятие мер по содержанию и оборудованию скотомогильников, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Незаконное бездействие со стороны администрации репинского сельсовета выражается в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области с вопросом о выделении средств на обустройство и содержание скотомогильника.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор отказалась от требований к администрации МО «Репинский сельсовет» в части признания незаконным бездействия по принятию мер к обращению к Правительству Оренбургской области по вопросу выделения средств на обустройство и содержание скотомогильника и определением суда от 31 января 2011 года производство по делу в этой части прекращено.

Представитель администрации Репинского сельсовета Гайского района Оренбургской области Шафеева Н.А. требования прокурора признала.

Представитель Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился.

Решением суда от 31 января 2011 года признано незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящихся на территории МО «Репинский сельсовет» Гайского района Оренбургской области. Правительство Оренбургской области обязано принять меры к оборудованию скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

С таким решением суда не согласно Правительство Оренбургской области, которое в своей кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела были допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

В соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственных инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся указанные объекты.

Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что на территории МО «Репинский сельсовет» в районе села Репино имеется скотомогильник, который ранее находился в ведении СПК «Репинский». В настоящее время СПК «Репинский» ликвидирован и фактически скотомогильник является бесхозяйным. В связи с этим доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что у скотомогильника имеется ответственное предприятие – СПК «Репинский», являются несостоятельными.

На основании акта проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников от 18 января 2011 года установлено, что территория скотомогильника не огорожена, отсутствуют въездные ворота, над ямой скотомогильника не устроен навес, к объекту не пристроено помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, что свидетельствует о неисполнении Правительством Оренбургской области возложенных на него законом обязанностей по содержанию указанного объекта.

Доводы кассационной жалобы о том, что скотомогильник не является собственностью Оренбургской области не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данный объект вообще не имеет собственника, и отсутствие зарегистрированного права не может рассматриваться как основание для освобождения Правительства Оренбургской области от возложенных на него законом обязанностей по их надлежащему содержанию в целях недопущения распространения инфекционных заболеваний.

Поскольку вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагаются на субъект Российской Федерации, то решение суда об удовлетворении требований прокурора к Правительству Оренбургской области является законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы Правительства Оренбургской области о том, что действующим законодательством обязанность по содержанию скотомогильников возлагается на органы местного самоуправления основаны на неверном толковании норм материального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что к делу не привлечено СПК «Репинский» не могут быть приняты во внимание, поскольку данное предприятие ликвидировано, что не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах по доводам кассационной жалобы оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Гайского городского суда Оренбургской области от 31 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: