кассационное определение от 09.03.2011 года № 33-1426/2011



Судья: Кириченко А.Д. Дело № 33-1426/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г.,

при секретаре Ерш Е.Н.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 9 марта 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 3 декабря 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г.Оренбурга о признании недействующими пунктов 2.2.5; 2.2.7; 2.2.9; 2.2.10 части 2, пунктов 3.2; 3.6; 3.9; 3.10 части 3, пунктов 4.1; 4.1 части 4 Положения о комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденного постановлением Главы города Оренбурга от 25 октября 2006 года № 3555-п «О комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса»,

заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав прокурора Омельченко Л.В., просившую в удовлетворении кассационной жалобы отказать, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы,

установила:

Прокурор г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2.2.5; 2.2.7; 2.2.9; 2.2.10 части 2, пунктов 3.2; 3.6; 3.9 и 3.11 части 3, пунктов 4.1 и 4.2 части 4 Положения о комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утверждённого постановлением Главы города Оренбурга от 25 октября 2006 года № 3555-п.

В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемым постановлением утверждено Положение о комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее Положение о комиссии). Разделом 2 Положения о комиссии определены её основные задачи и функции, в соответствии с которыми комиссия рассматривает и согласовывает производственную программу организаций коммунального комплекса (п.2.2.5); осуществляет расчет цен (тарифов) для потребителей (п.2.2.7); принимает решение в части рекомендаций по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.2.2.9); осуществлять мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса (п.2.2.10).

Частью 3 Положения о комиссии установлены её полномочия: определять методы регулирования тарифов и услуг организаций коммунального комплекса (п.3.2); привлекать соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности производственных программ, проверки обоснованности расчетов соответствующих тарифов, а также для определения доступности для потребителей тарифов и услуг организаций коммунального комплекса (п.3.6); устанавливать перечень и порядок предоставления документов и материалов для рассмотрения цен и тарифов, которые должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения (п.3.9); рассматривать и рекомендовать к установлению тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.3.11).

Частью 4 Положения о комиссии определены обязанности комиссии: публиковать информацию в средствах массовой информации о производственных программах организаций коммунального комплекса (п. 4.1); решения, затрагивающие интересы конкретных организаций коммунального комплекса доводить до их сведения и рассматривать, как правило, в присутствии представителей данных организаций коммунального комплекса (п.4.2).

По мнению прокурора указанные нормы Положения о комиссии не отвечают требованиям федерального законодательства.

Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из пункта 4.1 части 1 ст. 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключено указание о том, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Этим же законом внесены изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Признаны утратившими силу пункты 1, 3, 6, 12 части 2 этой статьи, ранее предусматривавшие, что органы местного самоуправления определяют методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.1), согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса (п.3), осуществляют расчёт цен (тарифов) для потребителей (п.6), привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчёта соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (п.12).

Кроме того, из пункта 7 части 2 ст.5 исключены полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; из пункта 8 части 2 – полномочия по опубликованию информации о производственных программах; из пункта 11 ч. 2 – полномочия по осуществлению мониторинга выполнения производственных программ.

В связи с изложенным оспариваемые нормы Положения о комиссии противоречат федеральному законодательству с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть с 13 августа 20101 года.

Положения пункта 4.2. части 4 Положения о комиссии содержит фактор, способный вызвать коррупциогенные проявления при правоприменении, поскольку выборочное изменение объёма прав, т.е. возможность необоснованного исключения из общего порядка для организаций (по усмотрению органов местного самоуправления, их должностных лиц), в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить.

Представитель Администрации г. Оренбурга Ильенко С.В. с требованиями прокурора не согласилась.

Решением суда от 3 декабря 2010 года требования прокурора удовлетворены. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 13 августа 2010 года пункты 2.2.5; 2.2.7; 2.2.9; 2.2.10 части 2, пункты 3.2; 3.6; 3.9; 3.11 части 3 и пункты 4.1; 4.2 части 4 Положения о комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденного постановлением Главы города Оренбурга от 25 октября 2006 № 3555-п.

С таким решением суда не согласна Администрация г.Оренбурга, которая в своей кассационной жалобе просит его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно части 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии со ст.76 Конституции РФ нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральному законодательству (части 2, 6).

В силу пункта 4.1. части 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года) к полномочиям органов местного самоуправления относились, в том числе, полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 13 августа 2010 года, из пункта 4.1 части 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ исключены слова: «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)».

Кроме того, названным Федеральным законом внесены изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Так, из полномочий органов местного самоуправления исключены следующие полномочия: по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определения метода регулирования тарифов, согласования производственных программ организаций коммунального комплекса, осуществления расчетов цен (тарифов) для потребителей, привлечения организаций для производства экспертизы обоснованности тарифов, по осуществлению мониторинга выполнения производственных программ, по опубликованию информации о производственных программах.

Следовательно, федеральным законодательством из полномочий органов местного самоуправления с 13 августа 20101 года - со дня вступления в законную силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ, исключены полномочия по регулированию и установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Установлено, что постановлением Главы города Оренбурга от 25 октября 2006 года № 3555-п, опубликованным в газете «Вечерний Оренбург» № 17 от 29 апреля 2009 года, утверждено Положение о комиссии по регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса. Данное постановление вместе с указанным положением, как верно указано судом, является нормативным правовым актом.

Разделом 2 Положения о комиссии определены её основные задачи и функции, а именно: комиссия рассматривает и согласовывает производственную программу организаций коммунального комплекса (п.2.2.5); осуществляет расчет цен (тарифов) для потребителей (п.2.2.7); принимает решение в части рекомендаций по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.2.2.9); осуществлять мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса (п.2.2.10).

Частью 3 Положения о комиссии установлены права комиссии: определять методы регулирования тарифов и услуг организаций коммунального комплекса (п.3.2); привлекать соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности производственных программ, проверки обоснованности расчетов соответствующих тарифов, а так же для определения доступности для потребителей тарифов и услуг организаций коммунального комплекса (п.3.6); устанавливать перечень и порядок предоставления документов и материалов для рассмотрения цен и тарифов, которые должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения (п.3.9); рассматривать и рекомендовать к установлению тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.3.11).

Частью 4 Положения о комиссии определены обязанности комиссии: публиковать информацию в средствах массовой информации о производственных программах организаций коммунального комплекса (п.4.1); решения затрагивающие интересы конкретных организаций коммунального комплекса, доводить до сведения и рассматривать, как правило, в присутствии представителей данных организаций коммунального комплекса (п.4.2).

Однако с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ указанные пункты оспариваемого Положения о комиссии стали противоречить федеральному законодательству, в связи с чем должны быть признаны недействующими.

Доводы кассационной жалобы о том, что нормами пунктов 2.2.9, 2.2.10, 3.11 Положения о комиссии установлены полномочия, которые предоставлены органам местного самоуправления Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и которые Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ не исключены из компетенции указанных органов, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3822/887-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса», органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области наделяются государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением организаций коммунального комплекса, потребители которых находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных городских округов и (или) муниципальных районов.

Вместе с тем, согласно ст. 12 указанного закона Оренбургской области положения настоящего Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период при условии, если законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Из материалов дела следует, что предоставление соответствующих субвенция из областного бюджета на осуществление указанных государственных полномочий было предусмотрено Законом Оренбургской области от 7 декабря 2010 года № 4055/941-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Следовательно, на 3 декабря 2010 года - на момент постановления решения судом, в Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» вышеуказанные изменения внесены не были.

Ввиду изложенного, являются верными выводы суда о том, что на момент вынесения решения фактическая передача полномочий по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса от субъекта Российской Федерации к органам местного самоуправления на основании Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года № 3822/887-IV-ОЗ не состоялась.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, содержащие несогласие с указанными выводами суда, являются несостоятельными.

Также являются необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что на момент принятия решения суду было известно о внесении на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области проекта закона об областном бюджете на 2010 год, назначенного на 6 декабря 2010 года, поскольку, как верно указано судом, возможность принятия в будущем соответствующего законодательного акта не устраняет существующее на день рассмотрения дела противоречия между нормами федерального и регионального законодательства.

В связи с этим, решение суда об удовлетворении требований прокурора является законным и обоснованным.

То обстоятельство, что действие Закона Оренбургской области от 7 декабря 2010 года № 4055/941-IV-ОЗ о предоставлении соответствующих субвенций органам местного самоуправления из областного бюджета на осуществление указанных государственных полномочий распространено на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2010 года не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку для реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий в бюджете Оренбургской области на очередной финансовый год должны быть предусмотрены средства, для чего необходимо законом Оренбургской области внести изменения в областной бюджет. Однако, как уже отмечалось выше, такие изменения в бюджет Оренбургской области на день рассмотрения дела не были внесены.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 3 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.Оренбурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: