Кассационное определение от 13.04.2011 по делу № 33-2450/2011



Судья А.Н.Васякин Дело №33-2450/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 13 апреля 2011года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи А.И.Малкова,

судей Н.В.Лебедевой и Т.П.Чингири,

при секретаре Е.Н.Кислинской, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фролова В.Р. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Фролова В.Р. к Открытому акционерному обществу (ОАО) «Оренбургоблгаз» о понуждении к заключению договора аренды земельного участка и обустройству трассы газопровода и переезда через газопровод.

Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителя ответчика Т.Я.Горбуновой, просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

В.Р.Фролов обратился в суд с вышеназванным иском к тресту «Бузулукмежрайгаз» – филиалу ОАО «Оренбургоблгаз», указав, что ... ему был предоставлен в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в <адрес>. В ноябре того же года, без соблюдения установленных законом процедур, по его пахотным угодьям был проложен магистральный газопровод, собственником которого в настоящее время является трест «Бузулукмежрайгаз», принявший газопровод на свой баланс. После сдачи газопровода в эксплуатацию газопровода у него, как собственника земли, возникли дополнительные обременения, не связанные с сельскохозяйственным производством. Так, в соответствии с «Правилами охраны магистральных газопроводов», утвержденными 23 апреля 1992 года Госгортехнадзором и Минтопэнерго, ему предписывается согласовывать с ответчиком в письменной форме по срокам каждый вид производимых им на пашне работ, включая въезд на полевой стан через единственный переезд через проложенный на его земельном участке газопровод. Он пытался через местную администрацию сменить местоположение своих сельхозугодий, предлагал также перенести газопровод на край его пахотного поля либо заключить с ним договор сервитута, однако положительных результатов устранения нарушений его прав собственника не добился. ... между ним и ответчиком была достигнута устная договоренность о газификации его полевого стана за счет ответчика в качестве компенсации возложенных на него обременений, связанных с расположением на его земельном участке газопровода ответчика, после чего им был заказан и оплачен проект газификации. Однако ответчик своих обязательств исполнять не стал, а в последующем отказался и от заключения с ним договора аренды земельного участка, по которому проходит газопровод. Вместе с тем, заключение такого договора для ответчика является обязательным в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предписывающего юридическим лицам в срок до 01 января 2004 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или выкупить земельный участок в собственность. Кроме того, в нарушение требований пункта 3.1 «Правил охраны магистральных газопроводов» расположение магистрального трубопровода на местности никак не обозначено, увеличивая риск возможной аварии от повреждения трубы. На основании изложенного просил обязать ответчика заключить с ним как собственником земли договор аренды земельного участка – охранной зоны магистрального газопровода, ... и обустроить трассу газопровода и переезд через газопровод в соответствии с требованиями пункта 3.1 «Правил охраны магистральных газопроводов».

Определением суда по делу произведена замена ненадлежащего ответчика треста «Бузулукмежрайгаз» на надлежащего – Открытое акционерное общество (ОАО) «Оренбургоблгаз» (л.д. 41).

В судебном заседании истец В.Р.Фролов иск поддержал.

Представитель ответчика ОАО «Оренбургоблгаз» В.А.Петрова просила в иске отказать, пояснив, что положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ к ответчику применены быть не могут, поскольку земельный участок, по которому проходит газопровод высокого давления «...», в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика не находится. Указанный газопровод был приобретен по акту приема-передачи у *. Согласно статье 28 Федерального закона «О газоснабжении в РФ» земельные участки передаются собственнику системы газоснабжения для строительства и ремонта исключительно во временное пользование, а после окончания работ и рекультивации возвращаются их владельцам. Правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку закон не обязывает ответчика заключать с собственниками земельных участков, по которым проходит газопровод, договоры аренды. Так, согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане, юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Обязанность же владельца газораспределительной системы заключить с собственником земельного участка договор аренды участка законом не предусмотрена. Кроме того, считает, что пункт 3.1 «Правил охраны магистральных газопроводов», на который ссылается истец, не распространяет свое действие на газораспределительные сети, к которым относится газопровод высокого давления (6 атм.) «...», проложенный по землям истца на глубине 1,1 метра. Порядок же определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, устанавливаются «Правилами охраны газораспределительных сетей», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года №878, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 которых для газораспределительных сетей вдоль трасс наружных газопроводов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. Ограничения же прав собственника земельного участка в связи с наличием на участке газопровода установлены законом, что не противоречит статьям 1, 209 Гражданского кодекса РФ.

Решением суда в удовлетворении иска В.Р.Фролова отказано.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное по доводам, изложенным в жалобе.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения ..., общей площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...) и общей площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес> – право собственности на которые зарегистрированы за истцом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи регистрации от ... №... и от ... №..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии ... №... и № ... от ... и ..., соответственно. Обременения прав не зарегистрированы.

По принадлежащим истцу земельным участкам проходит подземный газопровод высокого давления «...», находящийся на балансе ОАО «Оренбургоблгаз», что ответчиком не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований В.Р.Фролова в части понуждения ответчика к заключению договора аренды земельного участка, по которому проходит газопровод, суд правильно руководствовался положениями статьи 421 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Обязанность же владельца газораспределительной системы заключить с собственником земельного участка договор аренды законом не предусмотрена.

Доводы истца о том, что обязанность ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», следует признать несостоятельными, поскольку согласно приведенной норме закона юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01 января 2012 года (в первоначальной редакции – до 01 января 2004 года) в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Ответчик правом постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, по которому проходит газопровод, не обладает.

Что касается ограничений прав собственника земельного участка в связи с наличием на участке газопровода, то такие ограничения установлены законом, что не противоречит статьям 1, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований В.Р.Фролова о понуждения ответчика к заключению договора аренды земельного участка является законным и обоснованным, а жалоба истца в этой части не подлежащей удовлетворению.

В остальной части решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении требований В.Р.Фролова об обязании ответчика произвести обустройство газопровода и переезда через газопровод, суд пришел к выводам, что газопровод высокого давления, проходящий по землям истца на глубине 1,1 метра, относится к газораспределительным сетям. Согласно пункту 14 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года №878, земельный участок, входящий в охранную зону газораспределительных сетей, допускается обрабатывать на глубину до 0,3 метра. Следовательно, наличие газопровода на земельном участке истца не препятствует последнему использовать свой земельный участок в соответствии с его назначением в сельскохозяйственных целях.

Вместе с тем с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку эти выводы являются необоснованными.

Так, в материалах дела имеется ответ руководителя филиала ОАО «Оренбургоблгаз» – треста «Бузулукмежрайгаз» от ... за исходящим №..., из которого следует, что газопровод высокого давления «...» является магистральным (л.д. 9).

Данному документу суд никакой оценки не дал и отнес расположенный на земельном участке истца газопровод к газораспределительным газопроводам на одних лишь пояснениях представителя ответчика.

Кроме того, судом не были приняты во внимания следующие положения закона:

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

В соответствии с названным Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации своим постановлением от 20 ноября 2000 года №878 утвердило Правила охраны газораспределительных сетей, которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (пункт 1).

Правила охраны газораспределительных сетей действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).

Согласно пункту 10 Правил охраны газораспределительных сетей трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.

При этом опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса (пункт 11).

Для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны.

В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин, конденсат и жидкий аммиак введены Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года №9, заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 года (в редакции постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 23 ноября 1994 года №61), разделом 3 которых также предусмотрено обустройство трасс.

Так, согласно пункту 3.1 приведенных Правил трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1,5 – 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже чем через 500 метров, и на углах поворота. Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.

Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны (раздел 4).

Отказывая в исковых требованиях об обязании ответчика произвести обустройство газопровода и переезда через газопровод, суд никакой оценки доводам истца не дал, приведенные положения закона во внимание не принял, какие охранные зоны в действительности имеют место быть не установил, а также не выяснил, имеются ли на местности опознавательные знаки существующей трассы газопровода, а если нет, то кто их обязан установить (восстановить).

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, подлежащий применению, и в зависимости от вновь установленных обстоятельств разрешить возникший между сторонами спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 февраля 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Фролова В.Р. о понуждении к обустройству трассы газопровода и переезда через газопровод отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Фролова В.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: