Судья Федотова Е.В. Дело 33-2572/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильева Ф.И.,
судей Орлянского В.В. и Каширской Е.Н.,
при секретаре ......,
рассмотрев 20 апреля 2011 года в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильева Ф.И. гражданское дело по кассационной жалобе Оренбургской таможни на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 24 февраля 2011 года по делу по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Оренбургской таможне о признании приказа не законным,
выслушав представителя ответчика по доверенности Низамеева К.Р., поддержавшего кассационную жалобу, прокурора Горнике Н.В., не согласного с доводами кассационной жалобы и полагавшего решение суда законным и обоснованным, рассмотрев доводы кассационной жалобы и материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что приказом и.о. начальника Оренбургской таможни Орловым И.В. № № «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции <данные изъяты>», согласно которому создаются постоянные зоны таможенного контроля на автомобильном пункте пропуска «<данные изъяты>» и определяются пределы и места пересечения лицами, товарами и транспортными средствами границ зон таможенного контроля, согласно плану размещения постоянных зон таможенного контроля. Считал данный приказ незаконным, поскольку Таможенный кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля. В соответствии со ст. 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также в иных местах в соответствии с законодательством РФ о государственной границе РФ. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через государственную границу РФ. Зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу создаются в порядке, определенном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 26 от 25.01.2008 года «О порядке создания зон таможенного контроля через Государственную границу РФ» установлено, что решение о создании постоянных зон таможенного контроля оформляется правовым актом ФТС, в соответствии с порядком, утвержденным ФТС России по согласованию с ФСБ РФ, Минтранспорта РФ, Федеральным агентством по обустройству государственной границы. В нарушение указанного постановления оспариваемый приказ был издан и.о. начальником Оренбургской таможни.
Просил признать незаконным и отменить приказ и.о. начальника Оренбургской таможни Орлова И.В. № № «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции <данные изъяты>».
В судебном заседании представитель Оренбургской транспортной прокуроры Горнике Н.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Низамеев К.Р. с исковыми требованиями не согласился.
Решением суда от 24.02.2011 года исковые требования Оренбургского транспортного удовлетворены, а именно судом постановлено: признать приказ исполняющего обязанности начальника Оренбургской таможни Орлова И.В. № «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции <данные изъяты>» незаконным и отменить его.
С таким решением суда Оренбургская таможня не согласна и в своей кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность по изложенным в жалобе основаниям.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность судебного решения и не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
Оспариваемым приказом исполняющего обязанности начальника Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России Орловым И.В. за № созданы постоянные зоны таможенного контроля на станции <данные изъяты> и определены пределы и места пересечения границ зон таможенного контроля согласно плану-приложению.
Постановляя обжалуемое решение, суд первой инстанции признал несостоятельными ссылку представителя ответчика на письмо ФТС от 23.04.2008 года № 01-11/6251, а также на то, что пункт пропуска «<данные изъяты>» открыт в соответствии с международным договором с Республикой Казахстан, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации и пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ исполняющего обязанности начальника Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России № «О создании постоянных зон таможенного контроля на станции <данные изъяты>» издан с нарушением норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Так, Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля.
Кодексом определены цели, для которых создаются зоны таможенного контроля, а также места, в которых такие зоны могут создаваться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
При этом зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.
Постоянные зоны таможенного контроля могут создаваться для целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации, на территории пунктов пропуска через Государственную границу РФ в соответствии с пунктом 3 указанной статьи, согласно которому зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации создаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 26 от 25 января 2008года«О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» установлено, что в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации создаются постоянные зоны таможенного контроля.
Решение о создании указанных зон оформляется правовым актом Федеральной таможенной службы в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.
В то же время, оспариваемый приказ создан не в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Ссылку представителя ответчика на то, что они руководствовались рекомендациями ФТС, доведенными до них письмом № 01-11/6251 от 23.04.2008 года, суд обоснованно признал несостоятельной.
Так, поскольку из текста указанного письма следует, что порядок, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 года № 26, будет применяться только при создании зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных и открытых в соответствии с законодательством РФ, в отношении которых завершено нормативно правовое оформление их статуса.
Пункт пропуска «<данные изъяты>» открыт на основании международного договора с Республикой Казахстан в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет утвержденный паспорт пункта пропуска, внесен в перечень пунктов пропуска Правительством РФ.
Таким образом, зоны таможенного контроля на данном пункте пропуска могли быть открыты только в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ № 26 от 25.01.2008 и разрабатываемым на тот момент порядком создания зон таможенного контроля.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 482 от 26.06.2008 года, которым утверждены Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через границу РФ, пункты пропуска устанавливаются международными договорами или актами Правительства Российской Федерации. Пунктом 12 указанного Постановления установлено, что подготовка проектов международных договоров, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.
То есть, данный пункт пропуска был установлен на основании соглашения с Республикой Казахстан, но в соответствии с действующим Российским законодательством и на него также распространятся положения постановлений Правительства Российской Федерации.
Нельзя признать состоятельной и ссылку ответчика на абзац 2 указанного письма, поскольку данный абзац имеет отношение к созданию зон таможенного контроля в местах /вокзалы, станции, порты/, в которых пункты пропуска не установлены или не открыты и именно в данном случае могут применяться положения приказа ГТК РФ № 1520 от 23.12.2003 года, которым начальники таможен наделялись полномочиями по созданию постоянной зоны таможенного контроля.
При таких обстоятельствах решение вопроса о создании зон таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ отнесено к компетенции ФТС России и оформляется правовым актом Федеральной таможенной службы в соответствии с порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Оспариваемый приказ, изданный и.о. руководителя Оренбургской таможней, вышеуказанным требованиям не отвечает и не может служить основанием создания постоянной зоны таможенного контроля.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции суд обоснованно удовлетворил иск.
Свои выводы в обоснование принятого решения суд подробно мотивировал со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы материального права.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Поэтому являются необоснованными доводы кассационной жалобы, которые сводятся только к указанию на якобы неправильное применение судом норм материального права.
При рассмотрении дела нарушение норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Имея в виду, что судом принято законное решение, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361,362,366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 24 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Оренбургской таможни – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: