Кассационное определение от 16.03.2011 г. по делу №33-1550/2011



Судья Федина Е.В. Дело № 33-1550/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Капустиной Н.И.,

Кужабаева М.Д.,

при секретаре Баловневой О.А.,

рассмотрела 16 марта 2011 года в городе Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Капустиной Н.И. гражданское дело по кассационной жалобе истцов Елистратовой Н.В., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 11 января 2011 года по иску Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвеева В.М., Клещеревой Р.К. к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению Социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Капустиной Н.И., объяснения истцов Елистратовой Н.В., Матвеева В.М. и их представителя – Бабичева В.Н., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Елистратова Н.В., Зубарева Л.А., Матвеев В.М., Клещерева Р.К. обратились в суд с исками к Министерству социального развития Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет и компенсации морального вреда.

Елистратова Н.В. в своем иске указала, что она работала в должности <данные изъяты> администрации МО Сорочинский район. С 01.05.2009 г. она вышла на пенсию. Должностной оклад на тот момент времени составлял 4657,5 руб., районный коэффициент – 1 956,15 руб., таким образом, должностной оклад с учетом районного коэффициента составлял 6613,65 руб. К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения Управлением социальной защиты населения администрации Сорочинского района в размере, который с мая по июль 2009 года составлял 1484,74 руб., с августа по ноябрь 2009 года – 947,33 руб., в декабре 2009 года – 335,33 руб.

В декабре 2009 года ею было получено извещение УСЗН Сорочинского района о том, что с 01.01.2010 г. выплата пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему приостановлена, в связи с увеличением пенсии по линии Пенсионного фонда РФ.

С 01.05.2010 года законом области установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности. Ее среднемесячное денежное содержание составляет 19090,58 руб. С учетом стажа работы и получаемой трудовой пенсии размер пенсии за выслугу лет с 01.05.2010 года должен составлять 6558,80 руб., с 01.08.2010 года - 6450,13 руб. Размер невыплаченной пенсии с мая по октябрь 2010 года составил 39026,79 руб.

Просила суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в ее пользу единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 39026,79 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Впоследствии Елистратова Н.В. уточнила исковые требования в части расчета невыплаченной суммы пенсии за выслугу лет. Окончательно просила суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области и администрации муниципального образования Сорочинский район солидарно единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 34342,37 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей (т.2 л.д.18).

Зубарева Л.А. по аналогичным основаниям указала, что работала в должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района. С 01.04.2010 г. вышла на пенсию. Должностной оклад на тот момент составлял 4950 руб., районный коэффициент – 2450,25 руб., таким образом, должностной оклад с учетом районного коэффициента составлял 7400,25 руб. К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

В апреле 2010 года ею был получен ответ УСЗН Сорочинского района от 12.14.2010 г. № 325, в котором содержался расчет пенсии за выслугу лет, а также сообщалось, что назначить пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему ей не представляется возможным.

В сентябре 2010 года ею был получено извещение УСЗН Сорочинского района от 07.09.2010 г. №774 о том, что с 01.09.2010 г. ей произведен перерасчет пенсии за выслугу лет.

С 01.05.2010 года законом области установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности. Ее среднемесячное денежное содержание составляет 20166,26 руб. С учетом стажа работы и получаемой трудовой пенсии размер пенсии за выслугу лет с 01.05.2010 года должен составлять 7008,13 руб. За период с мая по октябрь 2010 года ей должна быть выплачена пенсия за выслугу лет в сумме 42049,50 руб. За сентябрь-октябрь ей выплачено 7008,25 руб.

Просила суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 35041,25 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Матвеев В.М. по аналогичным основаниям указал, что работал в должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района Оренбургской области. С 01.03.2008 года вышел на пенсию. Должностной оклад на тот момент составлял 4500 руб., районный коэффициент – 1957,5 руб., таким образом, должностной оклад с учетом районного коэффициента составлял 6457,5 руб. К моменту выхода на пенсию по старости он обратился заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения Управлением социальной защиты населения администрации Сорочинского района. С мая по июль 2009 года выплачивалось по 2229,23 руб., с августа по ноябрь 2009 года – по 1777,16 руб., в декабре 2009 года – 1165,16 руб., с января по март 2010 года – по 361,72 руб., с сентября по октябрь 2010 года по 3517,92 руб. За период с апреля по август 2010 года пенсия за выслугу лет не выплачивалась.

В сентябре 2010 года им было получено извещение УСЗН Сорочинского района о том, что с 01.09.2010г. вступило в закону силу Решение Совета депутатов муниципального образования Сорочинского района № 332 «Об утверждении Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области», ему необходимо явиться в УСЗН администрации Сорочинского района, произведен перерасчет пенсии за выслугу лет.

С 01.05.2010 года законом области установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности. Его среднемесячное денежное содержание составляет 16074,53 руб. С учетом стажа работы и получаемой трудовой пенсии размер пенсии за выслугу лет с 01.05.2010 года должен составлять 5429,15 руб. а с 01.08.2010 года – 5381,32 руб. За сентябрь-октябрь 2010 года ему выплачена пенсия в сумме 7035,84 руб. Размер невыплаченной пенсии за период с мая по октябрь 2010 года составил 25395,57 руб.

Просил суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 25395,57 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Матвеев В.М. неоднократно уточнял исковые требования. Окончательно просил суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области и администрации муниципального образования Сорочинский район солидарно единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 30279,01 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей (т.2 л.д.16).

Клещерева Р.К. по аналогичным основаниям указала, что работала в должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района. С 01.12.2008 г. вышла на пенсию, должностной оклад на тот момент составлял 4657,5 руб., районный коэффициент – 2026,01 руб., таким образом, должностной оклад с учетом районного коэффициента составлял 6683,51 руб. К моменту выхода на пенсию по старости она обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Пенсия была назначена и выплачивалась со дня увольнения Управлением социальной защиты населения администрации Сорочинского района.

В декабре 2009 года ею было получено извещение УСЗН Сорочинского района о том, что с 01.01.2010 г. выплата пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему приостановлена, в связи с увеличением пенсии по линии Пенсионного фонда РФ.

С 01.05.2010 года законом области установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности. Ее среднемесячное денежное содержание составляет 15865,15 руб. С учетом стажа работы и получаемой трудовой пенсии размер пенсии за выслугу лет с 01.05.2010 года должен составлять 4593,87 руб, с 01.07.2010 года – 4229,44 руб, с 01.08.2010 года 4186,41 руб. За сентябрь и октябрь ей выплачено 4136,60 руб. Размер невыплаченной пенсии за период с мая по октябрь 2010 года составил 21839,81 руб.

Просила суд взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в ее пользу единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 21839,81 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Клещерева Р.К. неоднократно уточняла исковые требования. Окончательно просила взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области и администрации муниципального образования Сорочинский район солидарно единовременно невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет в размере 34658,87 руб., взыскать с Управления социальной защиты населения Сорочинского района Оренбургской области в счет компенсации морального вреда 10000 рублей (т.2 л.д.20-21).

Определениями суда от 08.12.2010 г. к участию в деле по вышеназванным искам в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области (т.1 л.д.47, 106, 169, 233).

Определением от 17.12.2010 г. гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство (т.2 л.д.8).

В судебном заседании истцы свои исковые требования полностью поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Министерства социального развития Оренбургской области, а также представитель администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель УСЗН администрации Сорочинского района Оренбургской области Ивлева О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Елистратова Н.В. замещала должность муниципальной службы – <данные изъяты> администрации МО Сорочинский район (т.1 л.д.29). Приказом от 29.04.2009 года № 4 Елистратова Н.В. была освобождена от замещаемой должности с 30.04.2009 года (т.1 л.д.30).

Приказом отдела образования Сорочинского района Оренбургской области от 29.04.2009 г. №4/1 в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области» Елистратовой Н.В. была установлена пенсия за выслугу лет в размере 75% месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы – 24 года 09 месяцев, а также определено месячное денежное содержание в размере 14997,15 руб., в том числе должностной оклад 4657,50 руб. (т.1 л.д.27).

Зубарева Л.А. замещала должность муниципальной службы – <данные изъяты> в администрации Сорочинского района Оренбургской области (т.1 л.д.88). На основании распоряжения администрации Сорочинского района от 30.03.2010 г. №11-лс Зубарева Л.А. освобождена от замещаемой должности с 01.04.2010 г. (т.1 л.д.86).

Распоряжением администрации Сорочинского района Оренбургской области от 31.03.2010 года №12-лс в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области» Зубаревой Л.А. установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 72% месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы – 22 года 01 мес., а также определено месячное содержание в размере 18984,49 руб., в том числе должностной оклад – 4950 руб. (т.1 л.д.89).

Матвеев В.М. замещал должность муниципальной службы – <данные изъяты> администрации Сорочинского района Оренбургской области (т.1 л.д.146). На основании распоряжения администрации Сорочинского района от 03.03.2008 г. №5-лс Матвеев В.М. освобожден от замещаемой должности с 03.03.2008 г. (т.1 л.д.147).

В соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области» распоряжением администрации Сорочинского района Оренбургской области от 04.03.2008 г. №6-лс Матвееву В.М. установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 75% месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы – 30 лет 06 мес., а также определено месячное денежное содержание в размере 17258,63 руб., в том числе должностной оклад 5175 руб. (т.1 л.д.144).

Клещерева Р.К. замещала должность муниципальной службы – <данные изъяты> в администрации Сорочинского района Оренбургской области (т.1 л.д.209). На основании распоряжения администрации Сорочинского района от 22.12.2008 г. №24-лс Клещерева Р.К. освобождена от замещаемой должности с 22.12.2008 г. (т.1 л.д.207).

Распоряжением администрации Сорочинского района Оренбургской области от 23.12.2008 г. №25-лс в соответствии с Законом Оренбургской области от 27.11.1996 г. «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Оренбургской области» Клещеревой Р.К. установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 75% месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы 25 лет. 02 мес., а также определено месячное денежное содержание в размере 15532,76 руб., в том числе должностной оклад – 4657,5 руб. (т.1 л.д.210).

Выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена Елистратовой Н.В. – с 01.01.2010 года, Зубаревой Л.А. – с 01.04.2010 года, Матвееву В.М. – с 01.01.2010 года, Клещеревой Р.К. – с 01.12.2009 года, в связи с тем, что размер трудовой пенсии по старости стал больше размера месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет муниципальному служащему. До сентября 2010 года пенсия за выслугу лет истцам не выплачивалась.

В Закон Оренбургской области от 27.11.1996 г. были внесены изменения 30.04.2010 г., согласно которым коэффициент денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, увеличен до 2,8, из указанного закона исключена норма о том, что положения закона распространяются на муниципальных служащих.

Решением Совета депутатов муниципального образования Сорочинский район от 31.08.2010 г. утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области (т.1 л.д.32-35).

Пунктом 5.7 указанного Положения предусмотрено, что размеры пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, исчисленные из денежного содержания с учетом ограничения 1,8 должностного оклада с районным коэффициентом, подлежат перерасчету со дня вступления в силу названного решения. При этом, размер среднемесячного заработка муниципальных служащих, из которого производится перерасчет пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.

Пунктом 4.1 названного Положения установлено, что порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии муниципальных служащих, устанавливается Постановлением администрации Сорочинского района.

Постановлением администрации Сорочинского района №617-р от 23.09.2010 г. утверждены Правила определения среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области (т.1 л.д.38-41).

Постановлением от 30.09.2010 г. №35-п администрации Сорочинского района Оренбургской области в соответствии с вышеназванным Положением, ст. 29 Устава МО Сорочинский район Оренбургской области, во исполнение Решения Совета депутатов МО Сорочинский район №263 от 26.06.2009 г. «Об утверждении Положения «О денежном содержании выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области» был произведен перерасчет с 01.09.2010 г. размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области, в том числе и истцам:

- Матвееву В.М., исходя из месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района в размере 17258,63 руб., в том числе должностной оклад 4500 руб.;

- Зубаревой Л.А., исходя из месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района в размере 18984,49 руб., в том числе должностной оклад 4950 руб.;

- Клещеревой Р.К., исходя из месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района в размере 15532,76 руб., в том числе должностной оклад 4 050 руб.;

- Елистратовой Н.В., исходя из месячного содержания по ранее занимаемой должности <данные изъяты> администрации Сорочинского района в размере 14997,15 руб., в том числе должностной оклад 4050 руб. (т.1 л.д.103-105).

На основании вновь представленных в УСЗН Сорочинского района документов истцам начислена сумма пенсии за выслугу лет и с 01.09.2010 г. произведена выплата Елистратовой Н.В. – в размере 2342,21 руб.; Зубаревой Л.А. – в размере 3964,62 руб.; Матвееву В.М. – в размере 3517, 92 руб.; Клещеревой Р.К. – в размере 2068,3 руб.

Постановляя оспариваемое решение, суд исходил из того, что с мая 2010 года положения Закона Оренбургской области от 27.11.1996 г. о пенсионном обеспечении не распространяется на лиц, замещавших выборные муниципальные должности муниципальной службы в Оренбургской области, а нормативными актами муниципального образования Сорочинский район установлен порядок дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области только с 01.09.2010 г., поэтому за период с мая по август 2010 года истцы не имели права на получение какой-либо доплаты к пенсии.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно правовых позиций, сформулированных в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года №8-П, в определении от 03.04.2007 г. №332-О-П, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации. Однако это не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий.

При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Указанные правовые позиции, соответственно, должны применяться и при правовом регулировании аналогичных вопросов на уровне муниципальных образований.

Федеральным законом от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст.24).

Законом Оренбургской области от 10.10.2007 года №1611\339-IV-ОЗ (ст.24) установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Оренбургской области.

Названные законы не предусматривают прекращение выплаты, назначенной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет в связи с введением органом местного самоуправления собственного правового регулирования порядка назначения и выплаты доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы.

Поскольку право на перерасчет доплаты к государственной пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Положением об установлении пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сорочинском районе Оренбургской области, возникло у Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвеева В.М. и Клещеревой Р.К. только с 01.09.2010 года, следовательно, до этого времени в силу положений ст.24 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ и ст.24 Закона Оренбургской области № 1611\339-IV-ОЗ от 10.10.2007 года расчет доплаты должен производиться на условиях и в порядке, установленном для государственных гражданских служащих области Законом Оренбургской области от 27.11.1996 года с изменениями, внесенными в него Законом от 30.04.2010 года).

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не применен закон, подлежащий применению, решение суда подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ.

При новом рассмотрении дела суду необходимо выяснить Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии государственных гражданских служащих, действовавший в спорный период и в зависимости от установленных фактов определить размер доплаты к государственной пенсии, подлежащей выплате Елистратовой Н.В., Зубаревой Л.А., Матвееву В.М. и Клещеревой Р.К. за период с мая по август 2010 года.

Кроме того, суду следует уточнить у истцов основания, по которым исковые требования о взыскании невыплаченной суммы пенсии предъявлены к Министерству социального развития Оренбургской области, поскольку расходы по выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы осуществляются Управлением социальной защиты населения за счет средств муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 11 января 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи