Судья Месяц О.К. Дело № 33-2472/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2011 года г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
судей областного суда Кисловой Е.А.,
Федотовой Л.Б.,
при секретаре Ефимовой Ю.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2011 года по делу по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга о понуждении к устранению нарушений, допущенных при организации транспортного обслуживания населения,
заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., прокурора Толмач А.В., поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации города Оренбурга о понуждении к устранению нарушений, допущенных при организации транспортного обслуживания населения.
Указал, что 16 июня 1992 года Постановлением администрации города Оренбурга № 18-п «Об отводе земельных участков для организации коллективного садоводничества» из земель совхоза «Овощевод» ... га (пашня) для организации коллективного садоводничества рабочих и служащих предприятий и организаций города выделен земельный участок. Руководителям предприятий и организаций предложено освоение участка осуществлять в соответствии с проектом организации коллективного сада. Комитету по земельной реформе поручено отвести земельный участок в натуре.
26 августа 1992 года во исполнение Постановления г.Оренбурга № 18-п от 16 июня 1992 года образовано садовое товарищество «О.» (далее СТ « О.»), принят его устав, решение о вступлении в городское добровольное общество садоводов.
Земельный участок, занимаемый СТ « О.», согласно схемы расположения земельных участков, разделен проездами с целью обеспечения подъезда членов общества к садовым участкам. Данные проезды именованы членами садового общества как улицы, в том числе улица Широкая. Согласно информации Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга от 13 ноября 2010 № 1-27/07-103/13572, организацией проездов в границах земельных участков садовые общества занимались самостоятельно.
На момент выделения земельного участка с целью организации СТ «О.» земельные участки, расположенные за ним, не выделялись и не использовались. В последующем за СТ «О.» были организованы иные садовые товарищества.
С 09 сентября 2000 года были открыты садовые маршруты № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и № 199 «Челюскинцев - с/о Ростоши», которые проходят частично по земельному участку, расположенному в границах земельного участка СТ «О.» по проезду, именуемому членами товарищества улицей Широкой.
Постановлением главы города Оренбурга от 23 апреля 2009 № 2712-п утверждена сеть маршрутов, обеспечивающая проезд садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых огородных и дачных земельных участков и обратно. В указанную сеть маршрутов вошли маршруты №110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и № 199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3». Автомобильное движение в рамках установленных маршрутов осуществляется по земельному участку, расположенному в границах земельного участка СТ «О.» по улице Широкая, схема движения по маршруту предусматривает двухстороннее движение.
Прокурор полагает, что поскольку проезд, именуемый членами СТ «О.» улицей Широкой, организован и обустроен членами садового товарищества на земельном участке, предоставленном для осуществления садоводничества, не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования с двухсторонним движением, прокурора полагает, что данный проезд использоваться в маршрутной сети не может.
Просит суд признать незаконными действия органа местного самоуправления - администрации города Оренбурга по факту включения в схему движения автобусных маршрутов № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» проезда, именуемого улицей Широкой, расположенного на земельном участке в границах СТ «О.» в кадастровом квартале 56:44:0201002; обязать администрацию города Оренбурга исключить из схемы движения автобусных маршрутов №110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» проезд, именуемый улицей Широкой; обязать администрацию города Оренбурга, организовать движение автобусных маршрутов № 110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и №199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3» с учетом требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурора города Оренбурга Масакова О.Н. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Назаренкова Г.М. в удовлетворении заявления просила отказать.
Представитель третьего лица СТ « О.» Шнитенков В.П. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга отказано.
В кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора города Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив доводы кассационного представления и материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" схема зонирования территории, предназначенной для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
В соответствии со статьями 1, 4 указанного закона строительство и содержание дорог, проездов в садоводческих обществах осуществляется за счет членов объединений (целевых взносов или средств специального фонда).
В силу статьи 8 Закона Оренбургской области «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» от 05 июля 2001 № 259/295-П-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области автомобильного пассажирского транспорта относится утверждение муниципальных маршрутов.
В соответствии с пунктами 4.15, 4.17, 4.18 Положения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 № 2, по результатам обследования автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации, комиссией составляется акт, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих автобусных маршрутов, и направляется в соответствующий орган для решения вопроса о продолжении эксплуатации маршрута или принятия мер по безопасности движения.
Из материалов дела следует, что обслуживание маршрутов №110 «Клиффорд- с/о Ростоши 3» и № 199 «Челюскинцев - с/о Ростоши 3», проходящих через СТ « О.», на основании муниципальных контрактов № № 243, 245 от 23 апреля 2010 года осуществляет муниципальное казенное предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки».
Данные маршруты утверждены Постановлением главы города Оренбурга от 23 апреля 2009 № 2712-п для проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых огородных и дачных земельных участков и обратно.
В деле имеется акт обследования состояния автомобильной дороги по указанным автобусным маршрутам №№ 110, 199 от 29 апреля 2010г., согласно которому открытие движения автобусов по маршрутам №№ 110 и 199 возможно.
На основании указанного акта администрацией согласованы схемы движения автотранспорта по указанным маршрутам, разработанные муниципальным казенным предприятием «Оренбургские пассажирские перевозки».
Учитывая установленные судом обстоятельства, действия администрации города Оренбурга по включению в схему движения автобусных маршрутов № 110 и 199 не противоречат изложенным выше нормам закона, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора не имеется.
Доводы кассационного представления о неправильном применении судом статьи 8 Закона Оренбургской области «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» от 05 июля 2001 № 259/295-П-ОЗ не нашли своего подтверждения в суде кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании закона. Действия администрации города Оренбурга по утверждению спорных маршрутов и включению их в схему движения на территории муниципального образования не выходят за рамки полномочий, предоставленных законом органу местного самоуправления.
Иные доводы кассатора о неудовлетворительном техническом состоянии дороги, по которой проходят указанные маршруты, на момент проведения прокуратурой города Оренбурга проверки в 2010 году, не могут являться основанием для признания незаконным решения органа местного самоуправления об утверждении спорных маршрутов от 23 апреля 2009 года.
То обстоятельство, что дорога, по которой проходят спорные маршруты, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может являться основанием для предъявления иных предусмотренных законом требований в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Отсутствие согласия членов садового товарищества « О.» на утверждение указанных маршрутов не является юридически значимым для разрешения спора, поскольку такого согласия в силу закона для утверждения муниципальных маршрутов не требуется. Действующим законодательством Российской Федерации не запрещено расположение дорог, проездов в пределах земель садоводческих обществ, а спорные маршруты утверждены для обеспечения проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей, в том числе и членов самого садового товарищества «О.», что не является нарушением их прав и законных интересов.
Судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об отказе в удовлетворении требований прокурора являются правильными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права. Имея в виду, что судом принято законное решение, а доводы кассационного представления являются необоснованными, судебная коллегия оснований для его удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 14 февраля 2011 оставить без изменения, а кассационное представление прокурора г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: