33-2513-2011 Мругова Л.К.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Соловьевой Е.Ф., Морозовой Л.В. с участием прокурора Омельченко Л.В. при секретаре Наследовой А.В. 20 апреля 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационному представлению прокурора Илекского района Оренбургской области на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 17 марта 2011 года по иску прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах Савина А.А. к Министерству строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад, объяснения представителя Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – Латаевой В.В., возражавшей против доводов кассационного представления, заключение прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Савина А.А., указав, что Савин А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения обратился в прокуратуру Илекского района по вопросу не обеспечения его по месту жительства вне очереди жилой площадью.
Согласно нормам действующего законодательства органом исполнительной власти в Илекском районе обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации, является администрация Илекского района.
Мать Савина А.А. – С.В.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец Савина А.А. решением Илекского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. Таким образом, Савин А.А. имеет статус сироты.
Согласно информации администрации Илекского района, объяснений Савина А.А. и ведущего специалиста органа опеки и попечительства Щ.М.В., Савин А.А. является сиротой, не имеющим закрепленного жилого помещения, до настоящего времени он не обеспечен администрацией Илекского района по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Савин А.А., имеющий статус сироты, находится в тяжелом материальном положении: не работает, в связи с чем, материальная возможность оплатить гарантированную Конституцией РФ юридическую помощь и реализовать свое право на судебную защиту у него отсутствует.
Истец просил суд обязать администрацию Илекского района предоставить Савину А.А. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации –Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Парапанова И.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Савин А.А. исковые требования прокурора Илекского района поддержал. Пояснил, что в настоящее время ему исполнилось 24 года, он нигде не работает, проживает на съемной квартире, собственного жилья не имеет. В ноябре 2010 года, когда ему уже исполнилось 23 года, он обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации Илекского района – Хохлова В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора, действующего в интересах Савина А.А., не признала. Пояснила, что Савин А.А. до достижения им 23-летнего возраста не обращался в администрацию Илекского района Оренбургской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения и до указанного возраста не был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, считает, что он утратил статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилья.
Представители Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, а также Правительства Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением суда в удовлетворении исковых требований прокурора Илекского района, предъявленных в интересах Савина А.А., было отказано.
С указанным решением прокурор Илекского района не согласен. В кассационном представлении он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что родителями Савин А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения являлись С.А.А. и С.В.М. (л.д.7).
С.В.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Отец Савина А.А. – С.А.А. решением Илекского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении Савина А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.10).
Савин А.А. закрепленного жилья на территории с.Илек и Илекского района не имел и не имеет. На учете, в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе опеки не состоял (л.д.12). Зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.21).
Решением жилищной комиссии при администрации муниципального образования Илекский сельсовет Илекского района Оренбургской области от 18.11.2010г. Савин А.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен с 15.11.2010г. в список учета граждан на улучшение жилищных условий (л.д.14).
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что до достижения 23-летнего возраста Савин А.А. не обращался с заявлениями в органы исполнительной власти и в другие органы о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обратился с таким заявлением только в ноябре 2010 года. Таким образом, до достижения возраста 23 лет он нигде не состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.1 вышеназванного Федерального закона его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью, должна предоставляться до достижения вышеуказанного возраста детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа. После достижения возраста 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку Савин А.А. до достижения им 23 летнего возраста не обращался с заявлением об обеспечении его жилым помещением вне очереди, а также своевременно не встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, то он утратил право на внеочередное получение жилья в соответствии с вышеуказанным законом. Таким образом, в удовлетворении исковых требований Савина А.А. судом было отказано обоснованно.
Довод кассационного представления о том, что постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях законом не предусмотрена, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с преамбулой вышеуказанного закона, а также ст.1 этого же закона его положения распространяются на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. А как установлено судом и не оспаривалось истцом, до указанного возраста истец не обращался за предоставлением ему во внеочередном порядке жилого помещения.
Кассационное представление не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Илекского районного суда Оренбургской области от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Илекского района – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: