Судья: Селютина И.Ф. Дело № 33-2647/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., при секретаре Ваулиной А.В., рассмотрев 27 апреля 2011 года в открытом судебном заседании частную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области на определение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 марта 2011 года об оставлении без движения кассационной жалобы, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильева В.П., действующего на основании доверенности от 6 апреля 2011 года № 3907-9-14, просившего определение судьи отменить, проверив материалы дела и доводы частной жалобы, установила: Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 февраля 2011 года отказано в удовлетворении заявления ГУ МЧС России по Оренбургской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области К. от 21 декабря 2010 года. Не согласившись с таким решением суда ГУ МЧС России по Оренбургской области обратилось в суд с кассационной жалобой. Определением судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 марта 2011 года кассационная жалоба ГУ МЧС России по Оренбургской области оставлена без движения до 15 марта 2011 года ввиду необходимости уплаты государственной пошлины. С таким определением судьи ГУ МЧС России по Оренбургской области не согласно и в частной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм процессуального права. Судебная коллегия считает необходимым отменить определение судьи об оставлении кассационной жалобы без движения по следующим основаниям. Оставляя кассационную жалобу ГУ МЧС России без движения судья сослалась часть 1 ст. 341 и пункт 4 части 1 ст. 339 ГПК РФ и указала, что заявителем к кассационной жалобе не был приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размерах, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ. Между тем с таким применением норм процессуального права согласиться нельзя. Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Из указанной нормы следует, что данные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на постановленное судом решение по делу, по которому они выступали в качестве истцов и ответчиков. В силу пункта 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Указом Президента РФ от 11 июля 2004года №868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти. Поскольку ГУ МЧС России по Оренбургской области является территориальным органом МЧС России, входящим в его систему, то оно также освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение суда по делу, где оно выступало в качестве истца или ответчика, а также в качестве заявителя или заинтересованного лица. Ввиду изложенного, определение судьи об оставлении без движения кассационной жалобы ГУ МЧС России по Оренбургской области по основанию не уплаты государственной пошлины, не соответствует закону и подлежит отмене. Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Определение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 1 марта 2011 года отменить и дело направить в тот же суд. Председательствующий: Судьи: Судья: Селютина И.Ф. Дело № 33-2647/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., при секретаре Ваулиной А.В., рассмотрев 27 апреля 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 февраля 2011 года по гражданскому делу по заявлению Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильева В.П., действующего на основании доверенности от 6 апреля 2011 года № 3907-9-14, просившего решение суда отменить, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила: ГУ МЧС России по Оренбургской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области К. от 21 декабря 2010 года. В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом исполнителем в рамках исполнительного производства № 53/3/29919/10/2010, возбужденного на основании решения Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 августа 2010 года. Полагает, что данное постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора подлежит отмене, поскольку указанное решение суда в части абзаца 4 резолютивной части невозможно исполнить по причине истечения сроков, установленных законодательством для подачи документов. В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Оренбургской области Васильев В.П. заявление поддержал и просил его удовлетворить. Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 февраля 2011 года в удовлетворении заявления ГУ МЧС России по Оренбургской области отказано. С таким решением суда не согласно ГУ МЧС России по Оренбургской области, которое в кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены нормы материального и процессуального права. Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии с частями 2, 3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Согласно части 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В соответствии с частью 3 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей. В части 4 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Установлено, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 августа 2010 года признаны недействительными пункт 6 протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской области № 2 от 10 марта 2010 года и пункт 4 протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Оренбургской № 6 от 23 июня 2010 года. ГУ МЧС России по Оренбургской области обязано восстановить А. в списке сотрудников (военнослужащих) ГУ МЧС России по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилой площади), и включить его в состав участников подпрограммы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для получения сертификата на семью А. Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 ноября 2010 года указанное решение после слов «на семью А.» дополнено словами «- 4 человека». В остальной части решение суда оставлено без изменения. На основании заявления А. и исполнительного листа от 26 ноября 2010 года, выданного Ленинским районным судом г.Оренбурга, судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области К. 6 декабря 2010 года возбуждено исполнительное производство № 53/3/29919/10/2010. Этим же постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, разъяснён порядок взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения в установленный срок требования исполнительного документа. Постановление о возбуждении исполнительного производства № 53/3/29919/10/2010 получено ГУ МЧС России по Оренбургской области 6 декабря 2010 года. На основании акта совершения исполнительных действий от 21 декабря 2010 года установлено, что требования исполнительного документа исполнены лишь в части восстановления А. в списке сотрудников ГУ МЧС по Оренбургской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку ГУ МЧС России по Оренбургской области не представлено доказательств исполнения в пятидневный срок в добровольном порядке постановления судебного пристава-исполнителя от 26 ноября 2010 года в части включить А. в состав участников подпрограммы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для получения сертификата на семью А., а также не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в указанной части, то являются правильными выводы суда о законности постановления судебного пристава-исполнителя от 21 декабря 2010 года о взыскании с ГУ МЧС России по Оренбургской области исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Доводы кассационной жалобы о том, что действие подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы продлено на 2011-2015 годы, являются несостоятельными, поскольку указанное не следует ни из Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, ни из Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, которыми утверждались программы «Жилище на 2002-2010 годы» и «Жилище на 2011-2015 годы» соответственно. Имеющиеся в кассационной жалобе указание на обращение ГУ МЧС России по Оренбургской области с заявлением о разъяснении решения суда от 23 августа 2010 года и на определение суда от 27 января 2011 года, которым в удовлетворении данного заявления отказано, также не являются основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку заявителем фактически ставился вопрос не о разъяснении решения суда, а о его изменении. Виду изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении заявления ГУ МЧС России по Оренбургской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 21 декабря 2010 года является законным и обоснованным. Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд проверял только законность действий судебного пристава-исполнителя на день вынесения обжалуемого постановления и пришел к правильному выводу о том, что они были совершены в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве». При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 14 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
судей областного суда Жуковой Н.В., Коваленко А.И.,
судей областного суда Жуковой Н.В., Коваленко А.И.,