судья Цинк Л.А. Дело № 33-2917/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Оренбург 11 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей Федотовой Л.Б., Чердынцевой В.Г., при секретаре Ерш Е.Н., с участием прокурора Омельченко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориальной избирательной комиссии Абдулинского района Оренбургской области на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2011 года по заявлению Архирейского С.А. о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов, У С Т А Н О В И Л А: Архирейский С.А., Иванов В.В. обратись в суд с заявлениями о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов, указав, что 10.10.2010 г. проходили выборы главы МО Искринский сельсовет, депутатов Совета депутатов МО Искринский сельсовет и депутата Совета депутатов МО Абдулинский район. В ходе проведения голосования участковыми избирательными комиссиями № 20 и № 21 были допущены существенные нарушения Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В нарушение ст. 64 указанного закона избиратели населенных пунктов Аркаевка, Новотроевка, Черемушки, Чемизлы, Яковлевка Абдулинского района были извещены, что будут голосовать в своих населенных пунктах или по домам, тогда как помещение для голосования располагалось в с. Искра Абдулинского района. В результате чего 200 избирателей заполняли бюллетени без специально оборудованной кабины при полном контроле над ними членов участковой избирательной комиссии. Ст. 66 закона регламентирован порядок голосования вне помещения для голосования, для чего необходимо заявление избирателей, которые регистрируются в специальном реестре. Таких заявлений избирателями подано не было, реестр не заводился. На избирательном участке № 20 курсировали две урны по шести населенным пунктам по графику и маршруту, известному только председателю участковой избирательной комиссии. Причины голосования вне помещения не указывались избирателями. Члены участковой избирательной комиссии (далее – УИК) не расписывались в получении бюллетеней. В самом помещении для голосования бюллетени закончились. Избиратели ждали, когда председатель УИК их подвезет. Некоторые, не дождавшись бюллетеней, уехали, не проголосовав. Не была соблюдена тайна голосования, т.к. заинтересованные в избрании кандидата Т.В. лица в момент голосования избирателя подходили и проверяли, куда поставлен знак, куда всем его следует ставить. Была нарушена ст. 67 закона, регламентирующая составление протокола об итогах голосования, поскольку в протоколе УИК № отсутствуют сведения о количестве бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; сведения о количестве бюллетеней в переносных ящиках для голосования, в стационарных ящиках для голосования. Поскольку протоколы УИК № 20 были сфальсифицированы, то и решение территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Абдулинского района об установлении результатов выборов не может быть законным. Кроме того, представители главы МО Искринский сельсовет Т.В. подкупали избирателей (раздавали деньги, водку). Глава МО Искринский сельсовет Т.В. использовала преимущества должностного положения. В день голосования на нее вынужденно работали работники муниципальных предприятий, члены комиссии. На основании изложенного просил: 1. признать недействительными итоги голосования и результаты выборов главы муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области по единому избирательному округу от 10.10.2010 г.; 2. признать недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 13; 3. восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права. Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 декабря 2011 года в удовлетворении заявлений Архирейского С.А., Иванова В.В. было отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09.02.2011 года указанное решение суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении Иванов В.В. отказался от требований заявления. Определением суда от 24.03.2011 года производство по делу в части требований, заявленных Ивановым В.В. прекращено. При новом рассмотрении дела заявитель Архирейский С.А. и его представитель Арсеньев С.В. поддержали требования, просили их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - председатель Территориальной избирательной комиссии Абдулинского района Галимов А.А., действующий на основании постановления избирательной комиссии Оренбургской области от 28.06.2007 г. № 4/23-4 и Квасов А.В., действующий на основании доверенности от 02.02.2011 г., заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать. Старший помощник Абдулинского межрайонного прокурора Выборнов Д.В. в судебном заседании пояснил, что нарушения при проведении выборов главы МО Искринский сельсовет и депутатов Совета депутатов на участке № 21 имели массовый, масштабный характер. Людям навязывали голосование, приходя к ним в дом. Порядок подсчета голосов нарушен. Выявленные нарушения не позволяют определить действительную волю избирателей. А потому заявление подлежит удовлетворению. Судом вынесено решение, которым заявление Архирейского С.А. удовлетворено, суд решил признать недействительными результаты выборов главы муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области по единому избирательному округу, состоявшиеся 10 октября 2010 года и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Абдулинского района от 11 октября 2010 года № 11/1 «Об установлении общих результатов выборов главы муниципального образования Искринский сельсовет». Признать недействительными итоги голосования по выборам депутатов Совета депутатов сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области по четырехмандатному избирательному округу № 13, состоявшиеся 10 октября 2010 года, и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Абдулинского района от 11 октября 2010 года № 8/1 «Об установлении общих результатов выборов депутатов муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет» в части установления результатов выборов по избирательному округу № 13. С решением суда не согласна территориальная избирательная комиссия Абдулинского района Оренбургской области, которая в кассационной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения представителей территориальной избирательной комиссии Абдулинского района Оренбургской области Галимова А.А. и Квасова А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Архирейского С.А. и его представителя Арсеньева С.В., просивших в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора Омельченко Л.В., полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменений, проверив доводы кассационной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. В соответствии с пунктами 2, 3, 5 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Аналогичные нормы содержатся в ст. 86 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 № 3209/719-IV-03 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» и ст. 66 Закона Оренбургской области от 12.05.2004 № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области». Из материалов дела следует, что 10.10.2010 года проходили выборы главы МО СП Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области, депутатов Совета депутатов МО Искринский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области и депутата Совета депутатов Абдулинский район Оренбургской области. Избирательный участок № 20 согласно Постановлению администрации МО Абдулинский район № 878-п от 17.08.2010 г. образован из 6 населенных пунктов: с. Новтотроевка, пос. Искра, пос. Черемушки, д. Чемизла, д. Аркаевка, с. Яковлевка. Местом нахождения помещения голосования определено здание сельского Дома культуры пос. Искра. Судом было установлено, что голосование на избирательном участке № 20 проводилось с нарушением требований действующего законодательства: нарушены требования ст. ст. 66, 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регламентирующих порядок голосования и порядок подсчета голосов. Так, голосование по избирательному участку № 20 проводилось с использованием четырех урн: одной стационарной, расположенной в помещении для голосования, и трех переносных. Голосование в пос. Черемуши и д. Чемизла проходило по домам избирателей. Голосование в с. Новотроевка, д. Аркаевка, с. Яковлевка проходило сначала в помещениях клубов, а затем по домам. Заявлений от избирателей о голосовании вне помещения для голосования от избирателей в УИК не поступало. Реестр голосовавших вне помещения не велся. Список избирателей был поделен по населенным пунктам. Количество бюллетеней для голосования каждого вида было отсчитано и приготовлено председателем участковой избирательной комиссией без участия наблюдателей. Бюллетени были переданы членам участковой комиссии, однако после возвращения членов комиссии в помещение для голосования количество оставшихся чистых бюллетеней для голосования не пересчитывалось. После завершения процедуры голосования все переносные ящики для голосования в количестве трех штук и стационарный ящик были вскрыты. Все бюллетени были подсчитаны вместе. Отдельно подсчет по каждому переносному ящику не велся. Представителями территориальной избирательной комиссии наличие указанных нарушений не оспаривалось. В соответствии с п. 12 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что указанные выше нарушения не позволяют определить действительную волю избирателей, поскольку невозможно установить количество бюллетеней, находящихся в каждом переносном ящике для голосования, соответствие выданных бюллетеней для голосования бюллетеням, находившихся в ящиках для голосования, в связи с чем невозможно установить количество недействительных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования и подлежащих исключению при дальнейшем подсчете голосов и определить количество голосов, поданных за кандидата. При этом суд правильно признал недействительными итоги выборов главы муниципального образования по всему избирательному округу, поскольку в соответствии с решением Совета депутатов МО СП Искринский сельсовет Абдулинский район Оренбургской области № 71 от 28.06.2010 г. «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов и главы муниципального образования сельское поселение Искринский сельсовет Абдулинский район Оренбургской области второго созыва» в единый избирательный округ по выборам главы МО СП Искринский сельсовет входят: п. Искра, с. Яковлевка, д. Аркаевка, п. Чемизла, с. Черемушки, с. Новтороевка, п. Венера. Поскольку решением ТИК Абдулинского района от 14 сентября 2010 г. № 12/44 совмещены полномочия участковых избирательных комиссий № 20 и № 21 по выборам депутатов МО СП Искринский сельсовет и главы МО СП Искринский сельсовет и указанный порядок голосования и подсчета голосов применялся по четырехмандатному избирательному округу № 13 по выборам депутатов Совета депутатов (в состав округа входят п. Искра, с. Яковлевка, д. Аркаевка, п. Чемизла, с. Черемушки, с. Новтороевка), то судом обоснованно было отменено и решение ТИК Абдулинского района от 11.10.2010 г. № 8/1 в части установления итогов голосования по избирательному округу № 13. Доводы кассационной жалобы о том, что к участию в деле не была привлечена участковая избирательная комиссия № 20 являются необоснованными, поскольку данным решением права участковой комиссии не затрагиваются. Другие доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, были опровергнуты судом. На основании изложенного и руководствуясь ст. 360- 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 25 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: