Судья: Нуждин А.В. Дело № 33-3143/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Соловьевой Е.Ф., Федотовой Л.Б., при секретаре Ваулиной А.В., с участием прокурора Омельченко Л.В., рассмотрев 18 мая 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Юдина Г.П. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Юдина Г.П. об отмене решения избирательной комиссии о признании итогов голосования и признании результатов выборов по одномандатному округу № 18 недействительными, УСТАНОВИЛА: Избирательное объединение «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – отделение Компартии РФ) и Юдин Г.П. обратились в суд с заявлением о признании итогов голосования и признании результатов выборов по одномандатному округу № 18 недействительными, указывая, что 10.10.2010 года проводились выборы депутатов Оренбургского городского Совета. В ходе проведения избирательной кампании избирательной комиссией муниципального образования г. Оренбург были допущены существенные нарушения норм федерального и регионального законодательства, которые являются основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов. В день голосования проводилась агитация среди избирателей в пользу избирательных объединений политических партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», «ЛДПР» посредством избирательных бюллетеней, составленных в пользу указанных избирательных объединений. Наименования указанных избирательных объединений были выделены прописными буквами и жирным шрифтом. Наименование избирательного объединения Компартии РФ было указано строчными буквами и светлым шрифтом. Таким образом, избирательные объединения были представлены неравноправно. Нарушен важнейший принцип выборов – справедливой конкуренции. Кроме того, в день голосования на избирательном участке № 1029 были зафиксированы следующие нарушения: бюллетени выдавались избирателям не членом участковой избирательной комиссии; в официальных списках избирателей на избирательном участке № 1029 числился личный состав воинской части №39994, а фактически принимал участие в голосовании личный состав трех воинских частей; также был зафиксирован факт выдачи бюллетеней избирателю Мусину, паспортные данные которого не соответствовали паспортным данным избирателя Мусина, внесенного в список избирателей; в списке избирателей были заполнены данные на не явившихся избирателей. Заявители также указали, что участковыми избирательными комиссиями списки избирателей были разделены на отдельные книги, при этом большинство из них не было снабжено титульным листом. Большинство списков не было сброшюровано и пронумеровано. Это нарушение в основной части было устранено только за два часа до закрытия избирательных участков. Таким образом, в день голосования были нарушены правила составления списка избирателей. Также в нарушение действующего законодательства избирательное объединение «Оренбургское региональное объединение Всероссийской политической партии «Единая Россия» в агитационных материалах, направляемых избирателям, использовало подписи председателя Правительства Оренбургской области Берга Ю.А. и главы г.Оренбурга Мищерякова Ю.Н., что является нарушением принципа равенства депутатов. Данные должностные лица использовали преимущества своего должностного положения. Агитационные материалы направлялись избирателем с указанием их персональных данных, что является нарушением положений Закона «О персональных данных». Указанными должностными лицами также использованы преимущества своего должностного положения для получения доступа к персональным данным. Просили суд отменить решение избирательной комиссии Муниципального образования город Оренбург о признании итогов голосования по округу № 18 по выборам депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва; признать результаты выборов депутатов Оренбургского городского Совета третьего созыва по округу № 18 недействительными. В судебном заседании заявители просили требования удовлетворить, представитель избирательной комиссии Ступников А.Я. с заявлением не согласился. Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16.03.2011 года в удовлетворении заявления отказано. С таким решением суда не согласились заявители, которые в своей кассационной жалобе просят его отменить, как постановленного в нарушение закона. Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает. Частями 2-3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрены основания отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов. Это следующие установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Кроме того, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Судом первой инстанции установлено, что форма и текст избирательных бюллетеней были утверждены решением избирательной комиссии МО г. Оренбург от 15.09.2010 г., и не содержат признаков предвыборной агитации. Наименование избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения Коммунистическая партия Российской Федерации» в избирательном бюллетене по единому избирательному округу на выборах депутатов Оренбургского городского Совета, прошедших 10.10.2010 года, было использовано в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 г. № 3209/719-IV-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области». Данной нормой закона предусмотрено, что наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. Данный вывод суда является правильным, основывающимся на нормах действующего законодательства. Доводы кассационной жалобы о неправильном истолковании закона судом противоречат фактическим обстоятельствам дела. Судебная коллегия соглашается с доводами суда о том, что нарушения избирательного законодательства на избирательных участках, выразившиеся в неисполнении требований действующего законодательства относительно разделения списков избирателей на части, которые не имели титульных листов, не были прошиты и сброшюрованы, и которые были устранены в день голосования, не повлекли последствий, не позволяющих выявить действительную волю избирателей. Также является правильным вывод суда о том, что довод заявителей об использовании Мищеряковым Ю.Н. преимущества своего должностного положения путем доступа к персональным данным является необоснованным и не подтверждается доказательствами. Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В части 2 данной статьи установлено, что согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи не требуется в случаях обработки персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Следовательно, с согласия субъектов персональных данных, а в случаях, предусмотренных законом и без их согласия, допускается обработка персональных данных граждан. При проведении избирательной кампании федеральным законодательством предусмотрена возможность обработки персональных данных граждан без их согласия. Кроме того, персональные данные избирателя заносятся в подписной лист с его согласия. В противном случае он вправе не сообщать сборщику подписей свои персональные данные. Доводы жалобы о том, что в судебном решении не отражено, что истцами заявлялось ходатайство об изменении предмета иска, противоречат материалам дела, из которых усматривается, что при рассмотрении дела заявителем было заявлено устное ходатайство о признании недействительными выборов по участку № 1029, в удовлетворении которого отказано. Поскольку судом не установлено предусмотренных законом оснований для отмены решения избирательной комиссии, то решение суда об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Оснований для признания оценки суда неправильной судебная коллегия не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу избирательного объединения «Оренбургское городское отделение Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Юдина Г.П. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: