Судья: Зверева К.В. Дело № 33-3198/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Соловьёвой Е.Ф., Федотовой Л.Б., при секретаре Ваулиной А.В., с участием прокурора Омельченко Л.В., рассмотрев 18 мая 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования г.Бугуруслан Оренбургской области на решение Бугурусанского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2011 года по гражданскому делу по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора Оренбургской области об оспаривании нормативного правового акта, заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Администрации МО г.Бугуруслан Оренбургской области Токарева С.В., действующего на основании доверенности от 15 ноября 2010 года № 2624/03-26, просившего решение суда отменить, прокурора Омельченко Л.В., просившую оставить решения суда без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установила: Бугурусланский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением о признании постановления Главы МО г.Бугуруслан Оренбургской области от 21 марта 2011 года № 252-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана в весенний период 2011 года» незаконным и недействующим со дня вступления в юридическую силу. В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Бугурусланская правда» 24 марта 2011 года № 38 и является нормативным правовым актом. Данным постановлением с 25 марта по 25 апреля 2011 года на территории г.Бугуруслана введено временное ограничение движения транспортных средств с полной массой свыше 6 тонн и тракторов всех марок по автомобильным дорогам общего пользования г.Бугуруслана (п.1). Согласно п.2 постановления не допускается проезд по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана транспортных средств с грузом или без груза, полная масса которых превышает установленные постановлением значения. Для получения пропусков на проезд транспортных средств заказчик заключает с администрацией города прямой договор о принятии на себя обязательств по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, исходя из полной массы, в размерах: при полной массе транспортного средства от 6 до 6,5 тонн - 1600 руб. в сутки; при полной массе транспортного средства от 6,5 до 7,5 тонн - 3000 рублей в сутки; при полной массе транспортного средства от 7,5 до 15 тонн - 3500 рублей в сутки; при полной массе транспортного средства от 15 тонн и выше - размер ущерба от проезда тяжеловесного автотранспорта устанавливается согласно приложению. Кроме того, постановлением на отдел городского хозяйства администрации муниципального образования «город Бугуруслан» возложена обязанность, обеспечить заключение договоров на компенсацию ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам на территории муниципального образования и выдачу специальных пропусков. МУП «Пассажирские перевозки» обязана организовать два постоянно действующих поста на Похвистневском шоссе (в районе железнодорожного переезда), Пилюгинское шоссе (в районе кондузлинского моста) для реализации пропусков. Начальнику ОВД по муниципальным образованиям «город Бугуруслан и Бугурусланский район» Димаеву А.П. рекомендовано обеспечить соблюдение введенного ограничения движения и принять все меры для исключения несанкционированного проезда тяжеловесного транспорта, для чего организовать два постоянно действующих поста на Похвистневском шоссе (в районе железнодорожного переезда), Пилюгинское шоссе (в районе кондузлинского моста). По мнению прокурора, оспариваемое постановление противоречит ст.ст. 14, 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в постановлении отсутствуют какие-либо сведения об исполнении органами местного самоуправления МО «город Бугуруслан» обязанности по принятию мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. Получение пропуска на проезд транспортных средств обусловлено обязательностью заключения заказчиком с администрацией города Бугуруслана договора о принятии на себя обязательств по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, что при отсутствии альтернативных путей объезда нарушает принцип свободы договора, установленный ст.421 ГК РФ. Прокурор также полагает, что указанным постановлением нарушаются права неопределённого круга лиц – владельцев транспортных средств с полной массой свыше 6 тонн и тракторов всех марок на пользование автомобильными дорогами общего пользования на территории МО «город Бугуруслан». В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель Главы МО «город Бугуруслан» Токарев С.В., действующий по доверенности от 15 ноября 2010 года № 2624/03-26, требования прокурора не признал. Решением суда от 30 марта 2011 года заявление Бугурусланского межрайонного прокурора удовлетворено. Постановление Главы МО «город Бугуруслан» от 21 марта № 252-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана в весенний период 2011 года» признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. С таким решением суда не согласна Администрация МО г.Бугуруслан Оренбургской области и в кассационной жалобе просит его отменить, полагая, что судом при рассмотрении дела нарушены норма материального и процессуального права. Судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу на основании следующего. Удовлетворяя заявление прокурора и признавая нормативный правовой акт недействующим суд указал, что Глава МО «город Бугуруслан», установив порядок временного ограничения движения транспортных средств, обязанность заключения договоров на компенсацию ущерба, выдачу пропусков на проезд определенным видам транспортных средств, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку установление такого порядка отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Между тем с таким применением права согласиться нельзя. Из материалов дела следует, что постановление Главы МО г.Бугуруслан Оренбургской области от 21 марта 2011 года № 252-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана в весенний период 2011 года» было опубликовано 24 марта 2011 года в газете «Бугурусланская правда» № 38. Пунктом 1 постановления на территории г.Бугуруслана с 25 марта по 25 апреля 2011 года введено временное ограничение движения транспортных средств с полной массой свыше 6 тонн и тракторов всех марок по автомобильным дорогам общего пользования г.Бугуруслана. Пунктом 2 постановления установлено, что не допускается проезд по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана транспортных средств с грузом или без груза, полная масса которых превышает установленные постановлением значения. Для получения пропусков на проезд транспортных средств заказчик заключает с администрацией города прямой договор о принятии на себя обязательств по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, исходя из полной массы, в размерах: при полной массе транспортного средства от 6 до 6,5 тонн - 1600 руб. в сутки; при полной массе транспортного средства от 6,5 до 7,5 тонн -3000 рублей в сутки; при полной массе транспортного средства от 7,5 до 15 тонн - 3500 рублей в сутки; при полной массе транспортного средства от 15 тонн и выше - размер ущерба от проезда тяжеловесного автотранспорта устанавливается согласно приложению. Кроме того, на отдел городского хозяйства администрации муниципального образования «город Бугуруслан» пунктом 5 постановления возложена обязанность обеспечить заключение договоров на компенсацию ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам на территории муниципального образования и выдачу специальных пропусков. Пунктом 6 постановления МУП «Пассажирские перевозки» предписано организовать два постоянно действующих поста на Похвистневском шоссе (в районе железнодорожного переезда), Пилюгинское шоссе (в районе кондузлинского моста) для реализации пропусков. Пунктом 7 постановления начальнику ОВД по муниципальным образованиям «город Бугуруслан и Бугурусланский район» Димаеву А.П. рекомендовано обеспечить соблюдение введенного ограничения движения и принять все меры для исключения несанкционированного проезда тяжеловесного транспорта. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии п.п. 1, 4 ст. 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться, в том числе, уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции. В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона Оренбургской области от 10 ноября 206 года № 685/125-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Поскольку временное ограничение движения транспортных средств с полной массой свыше 6 т. и тракторов всех марок по муниципальным дорогам МО г.Бугуруслан, установленное п. 1 оспариваемого постановления, связано со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги в весенний период, то указанное постановление было принято в пределах предоставленных Главе МО г.Бугуруслан Оренбургской области вышеперечисленными законами полномочий. Более того, из анализа всех положений оспариваемого нормативного акта следует, что фактически движение большегрузного транспорта по муниципальным дорогам не ограничивалось. Однако, ввиду повышения риска нанесения ущерба дорожному покрытию в весенний период при проезде транспортных средств с полной массой свыше 6 т. и тракторов всех марок, пунктом 2 постановления предусматривается приобретение пропусков путём заключения договора с администрацией города о принятии обязательств по возмещению возможного ущерба. Такое возмещение ущерба на будущее время не противоречит гл. 59 ГК РФ. Вместе с тем ввиду невозможности установления каким транспортным средством в непрерывно движущемся потоке нанесён ущерб дорожному покрытию и каком размере, размер возможного ущерба автомобильным дорогам в сутки определяется исходя из полной массы и количества осей автотранспортного средства. Коме того, получение пропусков на проезд транспортных средств обуславливается необходимостью заключения с администрацией города прямого договора по возмещению возможного ущерба, и это обстоятельство не противоречит ст. 421 ГК РФ. Действующим гражданским законодательством, в том числе и данной статьёй, на лиц в отдельных случаях возлагается обязанность по заключению договора. Поскольку судом вышеуказанное учтено не было, то решение суда не может являться законным и оно подлежит отмене. Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, в том числе вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу. В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, то есть в том числе в случае, когда заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. По смыслу главы 24 ГПК РФ предметом судебного обжалования могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения. Вместе с тем правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и юридических лиц повлечь не могут и такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования. Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением срок временного ограничения движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования МО г.Бугуруслан установлен с 25 марта по 25 апреля 2011 года (пункт 1). Поскольку на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции действие постановления Главы администрации МО г.Бугуруслан Оренбургской области от 21 марта 2011 года № 252-п прекращено (данный срок не изменялся), то судебная коллегия считает необходимым производство по делу прекратить. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2011 года отменить и производство по делу по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора Оренбургской области о признании постановления Главы МО г.Бугуруслан Оренбургской области от 21 марта 2011 года № 252-п «Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования города Бугуруслана в весенний период 2011 года» незаконным и недействующим прекратить. Председательствующий: Судьи: