кассационное определение от 18.05.2011 года № 33-3135/2011



Судья: Сенякин И.И. Дело № 33-3135/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М.,

судей областного суда Соловьевой Е.Ф., Федотовой Л.Б.,

при секретаре Ваулиной А.В.,

с участием прокурора Омельченко Л.В.,

рассмотрев 18 мая 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Козеняшева А.Н. на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Ташлинского района Оренбургской области о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Кинделинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и депутата Совета депутатов муниципального образования Кинделинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области Козеняшева А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ташлинского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на, что 16.10.2005 г. по результатам выборов в представительный орган местного самоуправления сельское поселение Кинделинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области по избирательному округу № 2 депутатом избран Козеняшев А.Н., который впоследствии решением Совета депутатов от 29.10.2005 г. № 1/3-рс избран главой муниципального образования «Кинделинский сельсовет».

В 2009 году Козеняшев А.Н. совершил преступление, ... УК РФ, за которое осужден Ташлинским районным судом 09.08.2010 г. Приговор вступил в законную силу.

В нарушение федерального законодательства: п.п. 6 п. 6 ст. 36, п.п. 5 п. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных правовых актов муниципального образования Кинделинский сельсовет: п. 5 ст. 25 и п. 6 ст. 28 Устава МО Кинделинский сельсовет, Козеняшев А.Н. продолжает занимать должность главы муниципального образования и является депутатом.

Представительный орган местного самоуправления бездействует и не принимает мер по отрешению Козеняшева А.Н. от занимаемой им должности. Козеняшев А.Н., являясь председателем Совета депутатов, обладающий полномочиями по организации работы Совета депутатов, добровольно свои полномочия не сложил и не поставил перед Советом депутатом вопрос о досрочном прекращении своих полномочий.

Бездействие Козеняшева А.Н. и Совета депутатов МО Кинделинский сельсовет по досрочному прекращению полномочий противоречит интересам местного самоуправления.

По мнению прокурора сходные правоотношения урегулированы абз. 5 ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», который предусматривает, что депутаты представительных органов местного самоуправления обязаны прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления. В случае невыполнения указанных требований, полномочия этих депутатов прекращаются досрочно в судебном порядке.

По аналогии закона прокурор просил прекратить досрочно полномочия главы муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования Кинделинский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области» Козеняшева А.Н.

Решением суда от 8 апреля 2011 года заявление прокурора удовлетворено и полномочия главы муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления Козеняшева А.Н. прекращены.

С таким решением суда не согласился Козеняшев А.Н., которой в своей кассационной жалобе просит его отменить, как постановленного в нарушение закона.

Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявление, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статьями 131-132 Конституции РФ предусмотрено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и депутата, члена выборного органа местного самоуправления: одним из оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования на основании п. 6 ч. 6 ст. 36 является вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; аналогичное основание для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления предусмотрено п. 5 ч. 10 ст. 40.

При этом данная мера публично-правовой ответственности применяется в порядке, определенном уставом муниципального образования, поскольку именно в нем должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, и порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Федерального закона действительно осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.

Из материалов дела следует, что в отношении главы МО Кинделинский сельсовет Ташлинского района Козеняшева А.Н., являющегося также депутатом Совета депутатов МО Кинделинский сельсовет 09 августа 2010 года вынесен приговор, которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... УК, и ему назначено наказание в виде штрафа. Данный приговор не обжаловался и вступил в законную силу.

Однако, вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования и депутата Советом депутатов МО Кинделинский сельсовет не рассматривался.

В связи с этим меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Ташлинского района Оренбургской области, не принимались.

Таким образом, Ташлинским районным судом принято решение по заявлению о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования и депутата, которое не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.

В связи с этим решение суда подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в соответствии с абзацем 2 ст. 220 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 года отменить и производство по делу прекратить.

Председательствующий:

Судьи: